МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Классный час 3 Б класс
Подготовила учитель начальных классов Т
рунова Алла Ивановна
2010г.
Цель Способствовать пониманию, что Родина необходима человеку и что она начинается с его дома. Показать, что любовь к Родине - это возвышенное чувство, которое помогает человеку выживать.
Учитель: -Каждый день после уроков вы говорите: "Я пошел домой". А задумывались ли вы о том, что такое дом? Для каждого из них он свой особенный, но есть и что-то общее. Сегодня мы постараемся понять, что есть общего между разными домами.
Учитель. Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них покоится от века По воле бога самого Самостоянье человека – Залог величия его. Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова его основная мысль? Дети. Это стихотворение о любви к Родине. У. Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда строят дома? Д. Дом строят, когда надо где-то жить. – Дом строят, когда создается семья. У. Постройте ассоциативный ряд к слову дом. Д. Дом – изба – квартира – жилище. У. А изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало "баня, теплое помещение". Сравните слова истопить, топить, тепло. А кто живет в доме? Д. Семья. У. Что такое семья? Д. Мама, папа, дедушка, бабушка, дети. Все родственники. У. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам? Д. Доброта, понимание, уют, забота, уважение. Учитель размещает на доске "бревна", на которых написаны слова. В результате выстроен "дом". На "крыше" написано слово тепло. У. Вот мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом. Было утром тихо в доме. Я писала на ладони имя мамино... Не в тетрадке на листке, Не на стенке каменной – Я писала на руке имя мамино, Было утром тихо в доме, Стало шумно среди дня... – Что ты спрятала в ладони? – Стали спрашивать меня. Я ладонь разжала – Счастье я держала. У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас. Выслушиваются рассказы детей. У. И само слово "Родина" начинается здесь, в доме... Всё от этого корня, от дома отца, сработанное своими руками, на своей земле, в своей (и только тогда и своей) стране... Стихотворение К. Симонова «Родина» (читают учащиеся) Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо Все,
что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приливы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть...
Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать. -
Подумай, о какой Родине говорит Симонов?
- Чему нас учит стихотворение?
Как ты думаешь, что значит «любить Родину»?
Рассказ С. Михалкова «Родина-мать»
(дети читают самостоятельно с последующим обсуждением) Т
ы любишь мать? Да, конечно. Она добрая, хоть и поворчит иногда. Она заботливая. И тебе бывает жаль ее, когда она приходит с работы усталая или ходит с печальным лицом. У тебя есть друг, самый верный и лучший человек на свете, кому можно все сказать. И за мать, и за своего дорогого друга, тебе кажется, ты мог бы отдать свою жизнь. Ты знаешь, что такое любовь к матери, к другу? Ты часто слышишь о любви к Родине, о гражданском долге. Я хочу вам рассказать об одном мальчике. «Сейчас Жене четырнадцать лет. Сколько же ему было, когда началась война. Ему будет вечно четырнадцать лет. Он жил в Севастополе, строил так же, как и ты, модели шхун, яхт, крейсеров. Женя бредил подвигами Магеллана, Афанасия Никитина и вообще путешествиями и морями. Женя любил лежать на горячем песке морского берега, слушать тревожное дыхание моря и смотреть вдаль, туда, куда уходят корабли, куда уходит отцовский крейсер. А потом началась война, и оказалось, что и город, и этот берег, и самый ветер и воздух, который пахнет солнцем и морем, так дороги ему, что о себе он перестал думать. Он помнил только одно: если прогнать отсюда проклятых фашистов, то город, солнце и море станут такими же прекрасными, как прежде. А ради этого стоило драться и рисковать. Вместе с друзьями-сверстниками он залез в подвал, где хранились немецкие патроны, чтоб перетащить их потихоньку нашим. Последнее, что запомнила в Севастополе Женина мать, была обгорелая стена - все, что осталось от дома, в котором они жили до войны, высокого, увитого виноградом, с кустами роз в кадушках на балконах. А под этой обгорелой стеной неровная горка, прикрытая зеленым брезентом, в пятнах крови. Жениной матери рассказали, что мальчика расстреляли у стены дома, в котором он вырос. Расстреляли с такими же севастопольскими мальчишками, товарищами по классу, по храбрости, по любви к своему городу, к своей Отчизне. В них целился офицер со свастикой на рукаве, и ветер последний раз перебирал русые пряди на вихрастых мальчишеских головах. Я встретил Женину мать на фронте. Она была медсестрой. Что стало с ней теперь, жива ли она, не знаю. В то грозное время бывало так, что люди встречались случайно после боя, при тусклом свете коптилки, усталые и измученные, рассказывали незнакомому человеку о чем-то главном в жизни, а потом расставались, чтоб не встретиться больше никогда. - Лучше не вспоминать. Но как забыть? - говорила Женина мать, и глаза ее были сухими и строгими. И Женя, и его товарищи, эти безоружные севастопольские мальчишки, которых расстрелял фашист, были настоящими патриотами. И только потому, что у всех наших, даже у мальчишек и девчонок, так сильно было чувство патриотизма. Советская страна выстояла в самых тяжелых испытаниях, победила, отстояла свободу. Так что же такое патриотизм? Страстное желание видеть свою землю свободной? Мужество. Да. Но не только это. Тогда патриотизм проявлялся бы только в грозное время. А в мирные дни разве не патриот любой из нас - я, ты, твой друг? Впрочем, нет, не любой. Как-то я услышал о школьнике, который утащил у отца его военную медаль и выменял на нее заграничную авторучку. А ведь ордена и медали даются за подвиги, за храбрость. Военными и трудовыми наградами отмечается самое прекрасное, что сделал человек для своего народа, рискуя подчас собственной жизнью. Это кощунство - обменять на что-нибудь награду отца, полученную им за то, что в бою, под лавиной огня, он поднялся во весь рост и повел за собой в атаку солдат. Значит, патриотизм - это мужество, бесстрашие, уважение к подвигам, совершенным во имя Родины и народа. Подумай и ответь на вопросы: - Знаете ли вы, что такое любовь к матери, к другу? - Почему мальчик перестал думать о самом себе? - Ради чего Женя решил драться и рисковать? - Как погиб Женя? - Что же такое «патриотизм» ?
Домашнее задание. Спросить, кто в твоей семье является ветераном Великой Отечественной войны.
Найди в словаре слова «Родина», «патриот», «патриотизм», «подвиг», «герой». Подумай, что они обозначают.
|