МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Праздник - игра «Пасха на Руси»
подготовила учитель начальных классов
Трунова Алла Ивановна
2010г.
Задачи.
Воспитательные: воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа; пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам. Образовательные: знакомство с утраченными пасхальными традициями русского народа, отраженными в народном календаре, с произведениями русского фольклора, совершенствование уровня исполнения русских народных песен, хороводов, игр и других жанров фольклора
Развивающие: формирование художественно-эстетического вкуса; развитие творческих способностей каждого ребенка; активизация творческой фантазии и воображения.
Оборудование.
Выставка детских рисунков «Пасхальное яйцо»; выставка пасхальных открыток; запись колокольного звона; оформленный уголок русской избы: окно, стол со скатертью, самовар, крашеные пасхальные деревянные яйца, домашняя утварь.
Ход праздника
Дети в русских народных костюмах поделены на две группы: девочки и мальчики. Каждая группа заходит в зал со своей закличкой. Девочки. Ой, весна моя, Ты весняночка! Из-за темных лесов, Из-за синих морей Приходи, Солнцем, светом озари! Мальчики. Жаворонки, перепелушки, Птички ласточки, Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную Принесите нам!
Дети встают у расставленных полукругом стульев.
Учитель. У нас сегодня необычный урок. Вы, дети, зашли с закличками. Кого вы закликали?
Дети. Весну.
У. Какие народные праздники приносит с собой весна?
Д. Вербное воскресенье, Егорьев день, Пасху.
У. Весна от нас далеко. Чтобы она нас услышала, давайте еще раз ее покличем! Все дети идут по кругу в левую сторону с общей закличкой.
Д. Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью, С доброй радостью, С великой милостью. Со льном высоким С корнем глубоким С дождями сильными С хлебами обильными Учитель включает аудиозапись «Звуки весеннего леса».
В класс входит девочка Весна.
Д. Весна-красна, Где бывала?
Весна. В лесу зимовала, Огород городила, Капусту садила.
Д. Весна-красна, На чем пришла?
Весна. На сохе, бороне, На кривой кочерге, На жердочке, На бороздочке, На ржаном колоску, На пшеничном пирожку!
Д. Весна-красна, Что нам принесла?
Весна. Соху, борону И кобылку ворону, Солнца клочок И соломки пучок!
Д. Весна-красна, Что в подарок принесла?
Весна. Светлый праздник – Святу Пасху!
У. Пасха – это праздник, посвященный Воскресению Иисуса Христа, один из основных в народном календаре, который всегда выпадает на весенние дни. Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом, жизни над смертью. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый! Вот просыпается земля, И одеваются поля. Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! (А. Майков)
– Как у каждого большого церковного праздника, у Пасхи есть свои народные обряды – для пасхального стола пекут куличи, по специальному рецепту готовят творожную пасху, красят яйца. В старину, как и сейчас, яйца окрашивали в разные цвета, наносили на них рисунки, натирали маслом, чтобы они блестели. Посмотрите, какие красивые пасхальные яйца вы нарисовали! В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» – и ответным: «Воистину воскресе!» На Пасху разрешалось всем желающим, в том числе детям, звонить в церковные колокола. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. Давайте и мы с вами послушаем запись звона колоколов. Учитель включает запись пасхального перезвона. У. Каким у вас стало настроение после звучания колокольного звона? Д. Радостным, праздничным. У. От чего зависит высота тона колокола? Д. От металла, из которого отлит колокол. У. Почему мы говорим: «серебряный звон», «малиновый звон»? Исстари подмечено, что звук имеет цвет. Малиновый звон колокола ассоциируется с яркой малиновой рубахой, с праздником, с радостью. К числу оригинальных пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Слово это означает поющие под окнами. В русских деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги. Послушаем волочебников. Мальчик 1. Ну-те, братцы-товарищи! Собирайтесь до кучечки! Пройдемте в то село, Поздравим их с праздником, Со Христовым днем, С красным яйцом! Мальчик 2. Не гуси летят, не лебеди – Христос воскрес на весь свет! Идут-бредут волочебники, Волочебники-полуночники: «Челом здоров, хозяинушка! Чи спишь-лежишь аль спочиваешь?» Мальчик 3. Нам подарок поднесешь – Свое счастье сбережешь! Не жалей, не береги, По яичку одели! Да пожалуй-ко яичко Еще красненькое, Что на красном блюде И при добрых людях! У. Ребята, как вы думаете, от какого русского слова образовано слово волочебники? Д. Волочить, волочить ноги. Проводится игра-пляска «Передача платочка» под русскую народную мелодию. У. Пасхи в старину не бывало без качелей. Загодя вкапывали в землю столбы, навешивали на них веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели, или качули, были чрезвычайно любимы и популярны в пасхальных народных гуляньях. Девочки исполняют качульные частушки: Вот и Пасха пришла, Кто нас покачает? Как у нонешних ребят Веревок не хватает! Подкачнуся высоко И увижу далеко, Где мой братка гуляет, Червоно яйко катает! На горе стоят качели, Пойду покачаюся. Нынче лето отгуляю, Зимой повенчаюся! Раскачайте, раззыбайте, Я скажу вам жениха: Соне-то Кузеньку, ха-ха-ха! Тане-то Витеньку, ха-ха-ха! Я качаюсь, нарываюсь, Мне не надо жениха! Я качаюсь, нарываюсь, Мне не надо жениха! На Святой неделюшке Повесили качелюшки. Сначала покачаешься, Потом и повенчаешься! У. Какие чувства вызвали у вас «Качульные частушки»? Д. Веселье, радость, смех. –
В Пасхальную неделю повсюду звучала музыка. Играли на разных русских народных инструментах. А какие из них знаете вы?
Д. Балалайка, трещотка, деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель, гусли, пищалки. У.
С каким праздником русского народа мы сегодня познакомились?
Что узнали нового, интересного? Какое у вас сейчас настроение? Дети отвечают. – Давайте закончим наш урок-концерт веселой русской народной песней. Исполняется русская народная песня «Пойду ль да выйдуль я».
|