Воскресенье
05.05.2024
02:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [77]

Поиск

Главная » Файлы » Мои файлы

Статья Использование исследовательской деятельности в учебном процессе и внеклассной работе, как средство развития познавательной активности
19.05.2010, 08:38
Использование исследовательской деятельности в учебном процессе и внеклассной работе, как средство развития познавательной активности школьников.
 
Трунова А. И.
учитель начальных классов
 
Одной из главных целей образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» – Т.И. Шамова. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы. Применительно к младшему школьному возрасту познавательная активность рассматривается как необходимость сознательного, творческого познания учеником окружающего мира и явлений. Она объединяет в себе: • потребность в овладении способами усвоения знаний (умением учиться), • потребность в познавательной (поисковой и исследовательской деятельности) • потребность в творчестве. Чтобы определить уровень познавательной активности учеников при поступлении в школу, я применяю диагностическое обследование и оцениваю результаты по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой. Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе, получила следующие результаты: 6 человек моего класса имели высокий уровень активности, 8 – средний и 10 - низкий. Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся. В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучать и использовать метод исследования в своей работе я начала давно и уже имею некоторый опыт. Почему именно метод исследования я выбрала для повышения познавательной активности своих учеников? Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта. Это, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту я знаю, что дети в лучшем случае читают только учебники. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. В процессе исследования у них развивается логическое мышление, формируются элементы исследовательской деятельности (они высказывают предположения, обсуждают возможные варианты доказательств, учатся сотрудничать и т.д.). А это так нужно моим ученикам! В ходе работы ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или сообщение по результатам исследования. Я решила, что моих первоклассников следует вовлекать вначале в мини-исследования. Дети с большим интересом отнеслись к роли «исследователя». На начальном этапе я учила ребят проводить простейшие опыты, наблюдения, оформлять дневники наблюдений. Так при изучении условий произрастания растений, предложила детям провести такой эксперимент: сравнить сроки появления всходов при замачивании семян и сухих семян. Следующим наблюдением стало выявление влияния света и тепла на развитие веточек плодовых деревьев и кустарников зимой. Перед началом эксперимента всегда выдвигалась гипотеза: «Давайте подумаем, что получится, если…». Все этапы эксперимента дети описывали в дневниках наблюдений, к ведению которых относились очень серьёзно. С помощью родителей делали фотографии, иллюстрировали свои наблюдения рисунками, составляли альбомы. По ходу эксперимента и по его окончании учащиеся обсуждали, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства. Итогом исследования и, пожалуй, главным этапом обучения юного исследователя было выступление. Здесь необходимо было создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от ее качества, мы хвалили, чтобы у ребенка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность. При изучении темы «Родная страна» в курсе «Окружающий мир» особое место отводится предметам декоративного искусства. Я предложила детям тему для коллективного исследования: «Русская матрёшка». Ученики разделились на группы, получили задание, создали папки исследователя, выбрали литературу. Работа проводилась в течение месяца. Дети приносили в класс собранный материал, посещали библиотеку, музей, вместе с родителями выходили в Интернет. Был собран огромный объём информации. Встал вопрос оформления продукта исследования и принято решение весь собранный материал оформить в виде презентации и использовать не только на уроке «Окружающего мира», но и на уроках изобразительного искусства, технологии. Предложить материал другим учителям школы для уроков и внеклассной кружковой работы. Рубрика «Книжная полка» из курса «Литературного чтения» предназначена для обогащения читательского опыта ребёнка. В рамках этой рубрики было проведено исследование «Мой любимый журнал». Каждый ученик выбрал для себя и принес на урок детский познавательный журнал и изучил его по плану, записанному в папке исследователя. Продуктом выполненной работы стала презентация-реклама детских журналов. Не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе использовала метод исследования. Уже в сентябре было задумано проведение открытого родительского собрания «Будем знакомы». Выделены задачи: знакомство семей между собой, родителей и детей с учителями, создание условий для дальнейшей деятельности единым коллективом, организация и пропаганда активного отдыха родителей с детьми, организация содержательного досуга семьи, развитие её творческих начал. Дети получили задание узнать историю создания своей семьи, её традиции, увлечения членов семьи, расспросить представителей старшего поколения о родственниках. Учащиеся вместе с родителями включились в поисковую работу – исследовали родословную семьи, готовили фотографии, брали интервью у бабушек, дедушек, других членов семьи, выбирали форму представления своей работы на празднике. В результате появились коллажи фотографий, презентации семей в виде плакатов, газет, фотоальбомов, стихотворений, сценок, выставка поделок. Что происходило при решении поставленной задачи? Во-первых, деятельность. Каждый участник вносил свой вклад в общую работу. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т е мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа, и её результат – родительское собрание, где родители и дети показали себя активными участниками. Имела место и презентационная деятельность. Так насыщено прошёл 1 год в школе. Мои ученики успешно перешли во 2 класс. По итогам диагностики, показатели познавательной активности немного выросли. Количество учащихся с высоким уровнем активизации познавательной деятельности выросло на 4%, со средним уровнем на 8%, с низким уровнем уменьшилось на 12%. Второй класс принёс детям новые темы для исследований. С наступлением зимы все ученики нашего класса решили организовать «птичьи столовые» и наблюдать за зимующими птицами нашего края. Был составлен план наблюдений. Дети подкармливали птиц, наблюдали, изучали литературу о птицах. Через несколько месяцев был проведён отчёт о проделанной работе. Выступать, слушать друзей, рассматривать фотографии и зарисовки было очень интересно. К 65-годовщине Великой Победы подготовили и провели устный журнал «Этих дней не смолкнет слава». Дети подготовили литературно-музыкальную композицию, главной частью которой стала презентация исследовательской работы учащихся нашего класса к этой дате. Конечно, ребятам пришлось много потрудиться. Они посещали краеведческий музей, читали справочную литературу, изучали книги «Ракитянская летопись», «Книга Памяти», собрали большой материал из истории своей семьи. Некоторые приносили в класс воспоминания очевидцев событий, фотографии, медали своих родственников, письма с фронта. Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты. Многие дети с удовольствием участвуют в различных школьных и районных конкурсах. В этом году мы принимали участие во Всероссийских конкурсах "Русский медвежонок”, «Кенгуру», «Природа и человек». Получили сертификаты достижений, подарки. Радует то, что все ученики моего класса стали активными читателями школьной и детской поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Очень часто приносят в класс познавательные книги, энциклопедии. Всем классом мы рассматриваем их, обсуждаем. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. Ведь, как сказал Дмитрий Лихачёв: «Если в конце исследования не видно начала следующего, значит исследование не доведено до конца».
 
 
Использованная литература:
1.Савенкова А. И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.
2.Цветкова И.В. Экологические проекты младших школьников в зимнее время и круглый год: [С примерами, разработанными учащимися] // Экологическое образование. – 2000, №1.
3. «Активизация познавательной деятельности младших школьников» Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской с.37-45. 4.Г.Ф.Гаврилычева «Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе». Начальная школа №12 1986г. М. Просвещение с.18-27. 5.И.Мохначёва «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников» Начальная школа №12 1999г. М. Просвещение. с.13-15. 6. О.В.Сизова «В контакте с родителями» Начальная школа №7 1988г. М. Просвещение. с.72.
Категория: Мои файлы | Добавил: сатурн6
Просмотров: 1970 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 сатурн6  
0
smile

Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz