Суббота
27.04.2024
03:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [77]

Поиск

Главная » Файлы » Мои файлы

Трунова Алла Ивановна Тематическое родительское собрание "Школьное обучение и самостоятельность ребёнка"
[ Скачать с сервера (70.0 Kb) · Скачать удаленно (1) ] 14.09.2010, 11:04
Родительское собрание на тему:
 
Школьное обучение и самостоятельность ребенка
 
Нужна ли школьнику самостоятельность и что это такое? Этот вопрос удивит вас, уважаемые родители. Конечно, ведь в школе ребенок все должен делать сам: раздеваться, одеваться, приго­тавливать место для работы, выполнять указания учителя и т.п. Действительно, самостоятельность — это, пожалуй, одно из главных качеств человека во все периоды его жизни. И чем раньше наши дети научатся быть самостоятельными, тем легче им будет учиться! Учиться — значит учить себя. Это предполагает овладение учебной деятельностью и наличие желания заниматься ею. Как это возможно без самостоятельности? Но ведь самостоятельные действия ребенок начинает предпри­нимать очень рано, в первые годы своей жизни. Более того, всем известно, что знаменитый кризис 3 лет связан с возрастающей самостоятельностью ребенка («я сам!» — главные слова этого возраста). Значит, если мы будем поддерживать попытки детей быть само­стоятельными, научим ребенка обслуживать себя, организовывать свое свободное время (в рамках возрастных возможностей), то тем самым обеспечим его самостоятельность как ученика? Но ведь почти каждый родитель может привести примеры того, что в быту ребенок вполне самостоятелен, его действия не требуют вмешательства взрослого, а в школе он растерян, несобран, ждет подробной инструкции и не может самостоятельно выполнять учебные задачи. В чем же дело? Ответ на этот вопрос достаточно прост: житейская и учебная са­мостоятельность — разные явления. Поэтому задолго до школы нужно развивать у ребенка самостоятельность, связанную с познавательной деятельностью. Как это делать? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся в том, что же такое учебная самостоятельность.

Это качество школьника включает умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры на побуждение и помощь извне («делай вот это...», «делай вот так...»), это потребность человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению («я хочу это сделать», «мне нужно это сделать», «мне интересно это сделать»), проявлять инициативу («я хочу попробовать сделать это по-другому») и творчество («мне хочется сделать это по-своему»). Обратите внимание на то, что обязательными характеристиками самостоятельности ребенка как школьника являются следующие: инициатива, предвидение, творчество. Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых. «Не важно, сколько человек поднял, а важно, как он при этом напрягся» Этими словами Марины Цветаевой можно оценить значение активного, инициативного отношения человека к любой деятельности. Волевое усилие является необходимым условием самостоятельных действий, но оно доставляет радость, приносит эмоциональное благополучие только в том случае, если осознанно, принято человеком как важный элемент его деятельности. Именно это положение заставляет обратить особое внимание на, к сожалению, довольно распространенное в семейной педагогике (да и не только в ней!) явление, когда самостоятельность младшего школьника воспитывается на агрессии, приказе, жестком требовании взрослого? Самостоятельному действию ребенка обычно предшествует авторитарное замечание кого-нибудь из членов семьи: «Опять не убрал свои вещи!», «Сколько раз тебе говорить, садись за уроки!», «Покажи, что тебе сегодня задали в школе», «Дай-ка я проверю, все ли ты сделал правильно» и т.д. и т.п.

Однако в плане воспитания самостоятельности у ваших детей гораздо лучше следовать некоторым простым советам. Совет первый. Предоставьте ребенку его права. Помните, что он имеет право на одиночество (хоть иногда!), на выбор по собственному желанию занятия, время препровождения, друзей и участников его деятельности. Ребенок имеет право распоряжаться сво­им временем и собой. Кроме этого ваши дети имеют право быть равно­правными членами семейного коллектива. Постарайтесь проанализи­ровать взаимоотношения между взрослыми членами семьи и ребенком. Предоставили ли вы вашему сыну или дочери право не только прини­мать помощь от других, но и по собственному побуждению оказывать свою помощь? Или, может быть, любая инициатива ваших детей нака­зуема («Кто тебя об этом просил?»)? И наконец, имеет ли право ваш ребенок на свое мнение, на свои самостоятельные действия, которые не согласованы с вами? Или вам не приходит в голову привлечь его к общему семейному разговору, вы не спрашиваете его совета, а, наоборот, частенько говорите: «Не слушай разговоры взрослых», «Это тебя не касается»? Совет второй. Чтобы ваш ребенок стал самостоятельным, а глав­ное, почувствовал необходимость быть таковым, определите область его ответственности за часть его собственных и общесемейных дел. Перестаньте постоянно опекать свое чадо, откажитесь от «инструктив­ной» педагогики, когда вы предугадываете каждый его шаг и по мелочам инструктируете. Давайте, к примеру, заглянем всего на пару часов в семью Павлика, ученика третьего класса. Он находится дома один. За два часа мальчик поговорил с мамой по телефону пять раз. В первый раз она спросила, пришел ли сын из школы («Ты пришел?» — как будто и так не ясно!) и закрыл ли входную дверь на два оборота; во второй — напомнила о том, что он должен съесть на обед, в третий — выяснила, не забыл ли выпить сок и чем занимается, в четвертый — предложила сесть за уроки, а в пятый — поинтересовалась, что он уже сделал и какие задания еще не выполнил. А теперь представим себе, что за два часа даже очень близкий нам человек пять раз отрывает нас от дел, пусть даже с его точки зрения и не очень важных. Какова будет наша реакция? Конечно, отрицательная! Скорее всего мы скажем: «Что ты все время меня дергаешь? Да знаю все, что ты хочешь сказать!» Или совсем грубо: «Может быть, ты отста- нешь от меня?» Но ребенок так ответить вам не может, хотя в душе протестует против такого участия в его делах. Если стиль вашего воспитания не меняется с годами, то ребенок начинает к нему привыкать и уже сам перестает стремиться к самостоятельности, ждет инструкции, напоминания. Более того, он позволяет себе тут же забыть инструкцию, отмахнуться от требования взрослого (все равно еще раз напомнят!), начинает приспосабливаться, лукавить, оправдываться. К тому же он перестает отвечать за свои поступки и перекладывает вину на вас («Мне так сказала мама, учительница, бабушка»). Вот почему так важно возлагать ответственность на ребенка, формировать у него умение организовывать свою деятельность, предвидеть необходимые действия, в соответствии с ситуацией корректировать их: «Расскажи мне, что ты будешь делать, когда придешь из школы. Что ты будешь делать сначала, а что потом?» «Ты разогреваешь обед, а в это время звонит телефон. Что ты сде­лаешь?» «Кто-то звонит в дверь. О чем ты спросишь? Что ответишь?» «Перед уходом на прогулку проверишь ли ты, горит ли плита, включены ли электроприборы? Зачем ты это сделаешь?» «Если у тебя будут затруднения с уроками, выполни сначала то, что получается легко. Позвони однокласснику, спроси, как выполнил задание он. Вечером можешь посоветоваться со мной». Совет третий. Для формирования учебной самостоятельности очень важны следующие умения: во-первых, школьник должен отчетливо представлять последовательность и суть выполнения задания (что нужно сделать сначала, что потом, чем закончить, как записать), во-вторых, он должен уметь контролировать свои действия и соотносить их с образцом (эталоном); в-третьих, он должен хотеть проявить при выполнении задания свое творчество, оригинальность. Ваше общение с ребенком по поводу домашних заданий и материала, пройденного в классе, должно касаться этих умений. Например, на уроке дети приступили к новому типу математических задач. Предложите сыну (дочери) проговорить алгоритм их выполнения, записать его в виде схемы (рисунка, таблички), пока он еще не полностью усвоен. Попробуйте решить задачу сами и попросите ребенка оценить вашу работу. Предложите подумать, нельзя ли решить эту задачу другим способом, какой из предложенных вариантов решения является наиболее рациональным. Совет четвертый. Хвалите ребенка за любую инициативу, которая показывает его положительное отношение к учебным занятиям: за красиво оформленную тетрадь, привлечение дополнительной литературы, новый способ решения математической задачи и т.п. Старайтесь, чтобы ваша оценка была позитивной, но объективной. Дети хорошо чувствуют ее несправедливость, но вместе с тем быстро привыкают к тому, что их захваливают. Поэтому, похвалив за положительные моменты работы, вместе с ребенком проанализируйте причины неудач. Если вы будете делать это часто, то постепенно школьник научится сам себя контролировать и оценивать. Совет пятый. Один из важных путей формирования самостоя­тельности младшего школьника — выполнение им поручений и обязан­ностей. Здесь мы поговорим об обязанностях, связанных с учебой. Воспользуйтесь уже известным вам приемом: вместе с ребенком составьте список дел, которые он должен выполнять сам, красиво оформите его на листе бумаги и поместите на видное место — над пись­менным столом, у кровати. В таком списке могут быть представлены, например, следующие обязанности школьника: вечером подготовить портфель; проверить по расписанию уроков, все ли задания выполнены; навести порядок на письменном столе; перед уроком рисования прове­рить, заточены ли карандаши; не забыть взять сменную обувь и физкуль­турную форму и т.п. Возвращаясь к началу нашей беседы, отметим, что самостоятель­ность связана с волевым усилием, с умением преодолевать трудности, действовать настойчиво, добиваться поставленной цели.
Категория: Мои файлы | Добавил: сатурн6
Просмотров: 2791 | Загрузок: 617 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz