МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок литературного чтения по теме
Русская народная сказка "Зимовье зверей"
Подготовила учитель начальных классов Трунова А.И.
2010г.
Цель: содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных; формировать читательские умения : сравнивать сказки, различать сказки авторские и народные, различать реальное и волшебное в сказках; сравнивать героев сказки; развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе; воспитывать любовь и доброе отношение к животным.
Оборудование: иллюстрации, карточки-опоры с планом сказки, «Толковый словарь» Ожигова, Словарь Даля.
Ход урока: 1
.Оргмомент - Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? - Я, надеюсь, что с таким же настроением вы будете работать.
2. Речевая разминка Проворонила ворона воронёнка v Медленно v с логическим ударением на 1 слово v с логическим ударением на 2 слово v с логическим ударением на 3 слово v быстро на выдохе, повторив дважды
3. Сообщение детьми темы урока - С какой темой мы сегодня работаем? - Стихи, рассказы или сказки о животных.
4. Проверка домашнего задания 1) проверка выполнения заданий в тетради под руководством учителя, с самооценкой 2) рассказывание сказки с присказкой «Как аукнется, так и откликнется» 3)проверка умения читать вслух для соседа по парте.
5.Актуализация опорных знаний - Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Зимовье зверей». Найти в словаре объяснение слова «зимовье»» Справка: Зимовье* – место, где зимуют люди (здесь животные). Отгадывание загадок:
Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, с водой не знается (кошка)
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком (собака)
Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спинке - щетинка (свинья)
С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык (козел)
Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)
Беседа по вопросам: Как можно назвать всех, о ком мы загадки отгадывали? Как можно назвать животных первой группы? Как можно назвать животных второй группы? Где они живут? А как и где живет корова,(кролики, куры, поросята и др.)? С кем она живет, как спит, что ест?
6. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Зимовье зверей». Найти в словаре (Ожигова или Даля) объяснение слова «зимовье»» Справка: Зимовье* – место, где зимуют люди (здесь животные). Задание: давайте придумаем такое жилье, где всем этим животным было тепло и уютно, и чтобы они друг другу не мешали. Работа в группе Нарисовать уголок для одного из животных, дети вместе договариваются, что, кто и как рисует. После этого все рисунки объединяются в один коллаж «домик для зверей».
7. Чтение сказки «Зимовье зверей» учителем+хорошо читающими учениками. Рассматривание иллюстраций.
8. Ответы на вопросы к тексту -Понравилась ли вам сказка? Объясни. - Подумай, кто из героев сказки умный, трудолюбивый, добрый? Объясни.
9. Работа с устаревшими словами. - Какие слова в тексте вызвали затруднения? -Объясни или посмотри в словаре значение слов: Армяк, кафтан, избу рубить, осаживать, подполье, ухват.
10.Задание уч-ся: - Изобрази модель обложки этой сказки. Объясни .
11. Проверка обложки
12.Физминутка. А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули Вверх подняли и махнули. Спрятали за спину, Оглянулись! Через правое плечо, Через левое ещё. Дружно присели, Пяточки задели. На носочки поднялись, Руки вверх и руки вниз.
13. Повторное чтение сказки цепочкой. Перед чтением ставится вопрос : - Есть ли в этой сказке чудеса? Найди в тексте ответ.
14. Задание : составь план сказки Учитель записывает на доске Побег из дома. Летом в лесу. Жизнь в избушке. Незваные гости.
15. Сравнение сказки «Зимовье зверей» и «Плутишка кот» К.Ушинского. Отличия«Плутишка кот» К УшинскийРусская народная сказка «Зимовье зверей»
16.Работа в тетради с проверкой выполненной работы
17.Задание: составить план-пересказ ( на каждом столе лежат карточки с пунктами плана)
18. Пересказ по плану .
19. Итог урока. Оценки уч-ся за работу на уроке. Вопросы: v - Что делали на уроке? v - Что вам понравилось? v - Какие сделали выводы?
20. Домашнее задание v Читать и кратко пересказывать сказку по плану. v Выполнить задание в тетради. v Читать сказки о животных.
21.Рефлексия. - На столе картинки с изображением солнышка и тучки. Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.
|