Четверг
25.04.2024
05:13
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [77]

Поиск

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок окружающего мира по теме "Как славяне обживали север"
[ Скачать с сервера (5.29 Mb) ] 28.02.2010, 21:04
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
 
Программа «Начальная школа XXI века» по УМК Н.Ф. Виноградовой.
 
Окружающий мир 4 класс 2009г.
 
Учитель: Трунова А.И.
 
 
Тема урока:
Как славяне обживали север.
 
 
Цели урока:
 
С помощью коллективного исследования определить причины, обусловившие открытие земель за Уралом;
подвести учащихся к осознанию понятий «землепроходцы», «пионеры», «первооткрыватели»;
на основе исследовательской работы с картой дать учащимся первоначальное представление о походах Ермака и Хабарова;
пробудить интерес к истории, изучению окружающего мира, развивать кругозор и познавательную активность;
совершенствовать навыки групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности.
 
 
Оборудование:
 
Презентация;
географическая карта России, справочная литература: энциклопедии, словари;
карточки для работы в группах;
сообщения учащихся;
контурная карта;
карточки с «лесенкой успеха» для рефлексии.
 
Оргмомент.
Проверьте готовность к уроку.
В конце урока каждый из вас оценит свою работу с помощью лесенки, на которой обозначены все этапы нашей работы.
Рассмотрите её.
Вы обозначите крестиком или галочкой ту ступеньку, где вам было легко.
Если что-то не получилось, поставите минус.
 
1. Актуализация опорных знаний.
-Откройте тетради и прочитайте значение слова «землепроходец»
-Подберите синонимы к этому слову. ( первооткрыватель, первопроходец)
 
показ 1 слайда
 
Пионер – человек, который одним из первых пришел и поселился в новой неисследованной стране, местности. Землепроходец – старинное название путешественника – исследователя, открывающего новые земли Мореходы – (в старину) мореплаватель, открыватель морских путей. первооткрыватель – человек, который первым открыл что-то новое (обычно земли, страны, местности) первопроходец – человек, который проложил новые пути, открыл новые земли.
-Составьте предложения, используя эти синонимы. Первопроходцы русского севера. Первооткрыватель космоса. Русские землепроходцы.
- Чем эти слова они связаны друг с другом? О ком идет речь?
-Какую тему мы с вами начали изучать? Человек и общество, в котором он живет.
-О каких открытиях вы уже узнали? Как славяне обживали север, расселились по берегам Белого моря, занялись промыслом морского зверя и рыбы.
-Каковы были причины того, что человек стал путешественником? Только ли любознательность вела человека на новые земли? В поисках новых хороших участков для земледелия, добычи меха, рыбы, зверя, полезных ископаемых.
 
2. Сообщение темы урока.
-Попробуйте предположить, о чем пойдет речь на уроке сегодня. Для этого прочитаем стихотворение.
 
2 слайд
 
– чтение стихотворения.
На запад отсюда – равнина,
К востоку другая - Сибирь.
Меж ними отроги раскинул
Гранитный Урал-богатырь.
 
И первым, кто с волжских ли плесов,
С Поморья ли шел на восход,
Все время громады утесов
Казались подобьем ворот.
 
Точеная глыба сорвется
И долго грохочет потом,
Торопятся землепроходцы:
-А что там, за этим хребтом?
 
-О каком крае пойдет речь на уроке?
-Что интересовало так сильно землепроходцев?
-Что они видели на своем пути?
-Что составляли землепроходцы по мере изучения новых земель? (карты, описания новых земель)
 
-Сегодня мы отправимся в гости к Хозяйке Медной горы.
-Помнит ли кто-нибудь из вас такое выражение? Откуда оно? Из книги Бажова «Уральские сказы».
-О каком чудесном крае рассказывает автор в этой книге?
-Сегодня на уроке мы узнаем, сколько тайн хранит этот чудесный край, будем учиться работать с картой и справочной литературой.
 
3. Рассказ учителя, показ на карте Уральских гор
-Запомнил ли кто из вас, как в стихотворении названы горы?
-Как вы думаете, почему?
 
3 слайд
 
-Каменным поясом называли земли на Урале много веков назад. На расстоянии 2500 километров тянутся с севера на юг параллельно друг другу горные складки Урала. Своими северными отрогами эта горная область упирается в Карское море, всегда забитое льдами, а южными отрогами проникает в степи Казахстана. (показ на карте)
-Найдите и покажите Уральские горы на своей карте.
 
4 слайд
 
Между Восточно-Европейской равниной и Сибирью длинной полосой с севера на юг протянулись Уральские горы. По ним проходит условная граница, разделяющая Европу и Азию. Уральский хребет делит территорию России на 2 неравные части: на запад от Урала – более 7 млн. кв. км, на восток – около 10 млн. кв.км. На Урале проживают разные народы: русские, башкиры, татары, коми, ханты, манси. 4. Исследовательская работа учащихся. (Работа в группах)
 
5 слайд
 
-Посмотрите на эти горы. Похожи ли они друг на друга?
-Почему?
-Сейчас вы проведете небольшое исследование с использованием географической карты. В результате этой работы вы узнаете какими являются Уральские горы. Каждая группа будет работать над своим заданием (задания на карточках у каждой группы)
1 группа Найти на географической карте России пространства коричневого цвета. Используя условные обозначения карты, справочную литературу об Уральских, Кавказских горах, Алтае и Саянах, проверить предположение: «по разным оттенкам коричневого цвета (от светло-коричневого до темно-коричневого) на карте можно определить высоту гор.»
2 группа Расположите названия гор в последовательности – от самых высоких до низких. Примечание. Высота Уральских гор – до 1800м, Кавказских – до 6000м, Алтая – до 4000м. 3 группа Используя карту и справочную литературу, составьте краткую характеристику Уральских гор.
 
5.Обмен мнениями. (Учебный диалог)
 
6 слайд
 
Урал-это старые горы, сильно разрушенные временем, поэтому в здешних краях не встретишь остроконечных пиков и крутых обрывистых склонов. На Урале преобладают холмы с мягкими очертаниями, густо поросшие лесом (тайгой). Горные богатства здесь расположены в непосредственной близости от земной поверхности.
-Согласны ли вы с этим выводом? Физкультминутка.
 
6. Работа с текстом учебника (с.55-56)
-Прочитай текст учебника стр. 55-56, подготовь ответы на эти вопросы. Что простирается за Уралом?
Какие богатства таила Сибирь?
 
7-8 слайды
 
Эти территории — природная сокровищница самоцветов. Вспомним сказы Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка». Волшебная Хозяйка Медной горы, обладательница несметных сокровищ — родом из этих удивительных мест.
 
9-11 слайды.
 
Вспомни и объясни слова:
• Прииски - место добычи и разработки драгоценных ископаемых.
• «мягкая рухлядь» - меха
• Несметное число – очень много
• Становища – укрепленные поселки. -
 
 Какими еще полезными ископаемыми славилась Сибирь? Найдите обозначения этих ископаемых на карте.
 
7. Сообщения учащихся о землепоходцах.
-Как вы думаете, какими должны были быть эти люди, которых называли землепроходцами, первооткрывателями?
 
12-13 слайды.
 
Землепроходцы были мастерами «на все руки» — опытными строителями, корабелами и землепашцами, удачливыми охотниками и рыболовами, храбрыми воинами и отважными моряками. Правда, буквально единицы умели читать и писать. Главных причин, побуждавших людей разных сословий покидать родные места и отправляться на поиски лучшей жизни было две: увеличение спроса на «мягкую рухлядь» (пушнину), особенно на внешнем рынке, и истощение пушных ресурсов в Центральной России. Освоение Сибири сопровождалось замечательными географическими открытиями, неизмеримо расширившими представление о тех краях, морях и реках и степях. Землепроходцы и мореходы проявляли чудеса стойкости, мужества и самопожертвования, преодолевали неведомые суровые просторы, где нередко оставались могилы русских людей. -Расскажите о первооткрывателе сибирских земель. (Сообщение о походе Ермака 1581-1585 г..)
 
14-18 слайды.
 
• Начало освоения Сибири было положено в 1581 году походом казачьего отряда Ермака, снаряженного уральскими купцами Строгановыми.
• Ермак Тимофеевич был крестьянским атоманом. В 1581 году Ермак заключил договор с богатейшими купцами Строгановыми, которые владели тогда землями на крайнем востоке Руси и основными соляными копями. Его небольшой отряд двинулся за Уральский хребет. Здесь они столкнулись с небольшими народами, такими как ханты. С хантами казаки обменялись подарками, объявили их подданными русского царя и разошлись мирно. Их настоящими противниками были татары.
• В нескольких сражениях казаки хоть и с небольшими силами, одержали победы, но однажды ночью татары застали их врасплох и многих убили. Ермак, как рассказывает предание, утонул при переправе через реку. Он был человеком огромной физической силы и незаурядных способностей. Настоящим богатырем был и его помощник Иван Кольцо. Завоевание Сибири завершилось уже после смерти Ивана Грозного.
 
8. Работа с картой.
 
19 слайд.
 
Задание: проследите по карте путь Ермака в Сибирь в 1581-1585 годах. Отметьте этот путь красной стрелочкой на контурной карте. Сообщение о Ерофее Павловиче Хабарове. Знаменитый землепроходец Ерофей Павлович Хабаров до прихода в Сибирь жил с семьей в Сольвычегорске, где держал соляные варницы. По всей Сибири гремела слава о богатых пушных промыслах на Лене, о сказочной реке Анадырь, на берегах которой находятся богатые залежи «рыбьего зуба» – костей морских животных. Моржовые клыки высоко ценились. Хабарова потянуло на новые места. В конце 1645года до Хабарова дошли слухи об Амуре и в конце марта 1649 года отряд из 70 человек вышел из Илимского острога. Все лето провели в пути, а осенью построили острог, где зимовали. Но уже в январе с санями отправились дальше и весной были на реке Урка, впадающей в Амур. Теперь именно в этом месте находится железнодорожная станция Ерофей Павлович. В мае 1650 года Хабаров доложил в Якутск о своем походе. Он привез с собой чертежи реки Амур с нанесенными на них 5 селениями. Осенью 1653 года, будучи в Москве, он рассказал о своих походах царю Алексею Михайловичу, который наградил его и назначил приказчиком всех земель между Леной и Илимом. Если вы попадете в Хабаровск, то первое, что увидите на привокзальной площади – памятник Ерофею Павловичу, его основателю.
 
20 слайд.
 
9.Игра-путешествие по маршруту Ерофея Павловича Хабарова.
 
21 слайд.
 
Задание: рассмотрите карту Сибири. Найдите реки, которые изучал Хабаров
• На контурной карте обозначьте черной стрелочкой путь Е.П. Хабарова.
 
10. Итог урока.
-Что интересного узнали на уроке? -Покажите на карте сибирские реки Лену и Амур. Что о них узнали? (короткие сообщения детей) -Чем богаты и славятся районы, прилегающие к этим рекам? -Как называют в народе реку Амур? («золотым дном»)
 
22-24 слайды.
 
-Сейчас в Сибири много красивых современных городов.
 
25-29 слайды.
 
11. Задание на дом.
Учебник стр. 55-56 – читать, ответить на вопросы. Подготовить сообщения о землепроходцах, продолжавших открытие земель Сибири: 1 группа – о Семене Ивановиче Дежневе 2 группа – о Николае Михайловиче Пржевальском 3 группа – о Фаддее Фаддеевиче Беллинсгаузене 4 группа – о Михаиле Петровиче Лазареве.
 
14. Рефлексия.
-В начале урока мы договорились оценить свою работу с помощью лесенки, на которой обозначены все этапы нашей работы. Обозначьте крестиком или галочкой ту ступеньку, где вам было легко. Если что-то не получилось, поставьте минус.
-На какой из ступенек возникли трудности? -У кого из вас не все получилось так, как бы хотелось?
Категория: Мои файлы | Добавил: сатурн6
Просмотров: 6353 | Загрузок: 887 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz