Четверг
25.04.2024
15:24
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [77]

Поиск

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок православия по теме: "Праздник Крещения"
[ Скачать с сервера (2.39 Mb) ] 28.02.2010, 19:05
Урок Православия

Тема: Праздник Крещения.

Подготовила учитель начальных классов Трунова А. И.

Цель: Формировать нравственное сознание на основе христианских понятий любовь, радость, мир, добрые дела, милосердие, вера;
познакомить детей с историей праздника Крещения; основными чертами характера христиан (доброта, трудолюбие, щедрость);
создать ситуацию нравственного выбора;
воспитывать детей как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании.

Оборудование: наглядное пособие «Иллюстрации», музыкальное пособие «Звуковая палитра» (3 четверть, урок 4 ), выставка детских рисунков; размещение нарисованных детьми по представлению ангелов на полотне «Сотворение мира»; презентация.

Ход урока.

Слайд 1

Девиз урока: «Спешите делать добро».

1. Организационный момент.
-Улыбнитесь другу, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобиться сегодня для нашей работы. Думаю, что поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Слайд 2
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые

2. Актуализация знаний.
Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно? Помогло оно настроиться на наш урок?
Как вы думаете, какая атмосфера будет царить в нашем классе сегодня?
(теплая, добрая, прекрасная)
А когда у человека на душе бывает радостно, спокойно?
(когда он совершает хорошие поступки, добрые дела)
Назовите добрые дела и поступки, которые можешь сделать ты для кого - то?
(ответы детей………)
Слайды 3-4
-Как вы понимаете значение слов «мир», «благоволение»?
(-Благоволение – благая, добрая воля – настойчивость в добрых делах противоположное качество – лень
стремление совершать добрые дела, любовь к ближнему, к Богу.)

-Мне очень хочется, чтобы атмосфера мира, добра, радости общения сохранилась в классе не только до конца урока, но и гораздо дольше. Ну а сегодня в конце нашего урока вы попробуете словами выразить чувства, которые остались в вашей душе.

3. Проверка домашнего задания.
-О каком празднике мы говорили на прошлом уроке?
-Как готовятся христиане к этому празднику, чтобы встретить его достойно?
-Какие дела они стараются совершать перед Рождеством?
-Какой это праздник? Как о нем мы можем сказать?
(Светлый, радостный)
-Мы говорили с вами, что этот день настолько радостный, что Ангелы тоже вместе с нами радуются и славят с небес родившегося Спасителя Иисуса Христа. Потому, что Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир для того, чтобы научить людей правильной жизни и уберечь их от зла, от греха.
Дома вы выполняли задания по группам
1 группа – рисунки о Рождественском празднике. Их мы разместили на выставке. Посмотрите, какие яркие радостные рисунки. Видно, что праздник вам запомнился.
2 группа рисовала золотых Ангелочков. Давайте представим, что Ангелы стали видимыми и тоже радуются и поют вместе с нами с небес. Дети разместили своих Ангелов на полотне.
3 группа – учили стихи о Рождественских праздниках. Послушаем их.
(Чтение детьми стихов.)
Ночь. Мороз. Сверкают звезды.
С высоты небес.
Весь в снегу,
Как в горностаях
Дремлет тихий лес
Тишина вокруг.
Поляна спит в объятьях сна.
Из – за леса выплывает на дозор луна.
Звезды гаснут.
С неба льются
Бледные лучи.
Заискрился снег морозный
Серебром парчи
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой
На красавицу лесную
Лунный свет упал
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвои заплелись
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
(Н.Хвостов)

«Сказка на стекле» автор Т.Шурыгина

На стекле Мороз начертил узор.
Серебром нанес белый пышный бор
Рано поутру подойду к окну.
Буду в том бору слушать тишину.
Чудится ли мне?
Или снится сон?
Мчусь я по лыжне, слышу сосен звон
Вьется на снегу свежий лисий след.
Тает на лугу
Розовый рассвет.
И дрожит во мгле
Белый дым берез
Сказку на стекле
Начертил Мороз.

4.Сообщение темы урока.
-Вот и миновал весёлый праздник Рождества Христова. Наверняка вам удалось порадовать своих близких добрыми поступками, подарками.
Слайд 5
А 19 января все православные христиане отмечают другой праздник – Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или как его ещё называют – Богоявление.
-Кто из вас слышал слово «Крещение»? Кто знает о таком празднике?
(ответы детей)

5.Работа над новым материалом.
Слайд 6
В этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос, Сын Божий, принял крещение в водах реки Иордан от святого Иоанна, которого называют Предтечей и Крестителем Господним.

Сегодня (имя ученика) приготовил рассказ о святом Иоанне
Крестителе. Послушаем.
(звучит музыка: П. И. Чайковский «Январь. У камелька» из цикла «Времена года».)

Величайший в истории святой - Иоанн Креститель с детских лет жил в пустыне. Его отца – священника Захарию убил царь Ирод за то, что он не отдал младенца на казнь. Помните, царь приказал убить всех детей возрастом до двух лет, желая погубить родившегося Христа. Мать Иоанна – Елизавета унесла ребёнка в безлюдное место и через некоторое время умерла. В пустыне Иоанн пребывал в непрестанной молитве и строгом посте. Он питался диким мёдом, который, поверьте, очень горек, и акридами – верхушками особого растения. Одежда его была грубая – из верблюжьего волоса; он носил кожаный пояс.
Много людей собирались к Иоанну послушать его наставления.
Он говорил людям:
-Оставьте свои дурные дела, раскайтесь! Кто имеет две одежды, пусть отдаст одну неимущему.
Тех людей, которые хотели стать хорошими, обещали оставить дурные привычки и дела, Иоанн омывал (крестил) в реке Иордан, в знак того, что очистились от всего худого и обещают теперь жить, как велит Бог.
(Продолжает учитель)
Слайд 9-11
Иисус Христос, когда ему исполнилось 30 лет, также пришёл к Иоанну креститься. Но Иоанн сказал Ему: -Скорее мне надо от Тебя креститься, а Ты приходишь ко мне!
Но Иисус отвечал:
-Оставь, так надо, чтобы Я крестился от тебя, как велит закон.
Этим он дал пример всем людям, чтобы крестились и делались чистыми от грехов.

Слайд 12
-И когда Он выходил из воды, над ним засияло небо и оттуда послышался голос Бога: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Моё благоволение»
Слайды 12-13
Сам Бог называл Иисуса Христа Своим Сыном. И Дух Божий (он был с виду как голубь) сошел с неба на Иисуса Христа. Тогда Иоанн и все люди убедились, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.
Бог Сын, крестившись в Иордане, освятил все воды Земли. Для чего? Да чтобы сделать воду купелью крещения всех верующих. Ведь и сейчас священники крестят людей водой, вспоминая о том великом крещении на Иордане, когда сам Бог погрузился в воду реки.
6. Минутка отдыха.
-Закройте глаза. Сейчас я прочитаю стихотворение. Отдохните и представьте картины, описанные в нём.

(звучит музыка)
Под небом знойной Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную нежна
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой:
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо здесь чертог
И явлен Триединый Бог.
(И Лебединский)
Слайд 14
-Откройте глаза. Перед вами икона «Крещение Господне». Иоанн Креститель крестит (омывает) Иисуса Христа водой в реке Иордан. С неба на Иисуса Христа сходит Святой Дух Божий в виде голубя. Как вы думаете, почему Дух Святой сошёл в виде голубя?
(потому, что эта птица всегда была символом чистоты, невинности, незлобия и кротости.)
После крещения Господь Иисус Христос начал всюду учить людей, говорить о Боге, Отце Своем, и о Царстве Небесном. Его всегда окружали толпы народа.

Слайд 15
-Объясните слова: «Бог Господь явился к нам»
( Бог послал своего единородного сына на Землю, чтобы он спас людей от греха. Показал свою силу и могущество.)

Слайд 16
(работа с карточками)
-Соедини 2 слова в одно и ты узнаешь еще одно название праздника Крещения:
Богоявление.
-В честь какого события так назван праздник?
(Бог Троица явил Себя миру. Господь показал, что теперь Он находится рядом с нами, так как Его возлюбленный Сын причастен человеческому естеству.)

Слайд 17-19
Более тысячи лет назад восточные славяне приняли православие. Первым на Руси принял крещение в 988 году князь Владимир Святославич, а затем крестились все жители Киева.
Перед Русской землей с принятием Крещения открылся новый прекрасный путь, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых христианских началах

7.Закрепление изученного.

Слайд 20
Проверим, как вы запомнили новый материал.
1 вопрос:
-Кто крестил людей?

Слайд 21
-Для чего крестились люди?
(Чтобы очиститься от грехов и начать безгрешную, полную добрых дел, жизнь.)

Слайд 22
-Как сошел на Иисуса Христа Святой Дух?

Слайд 23
-Чей голос был слышен с неба?

Слайд 24
-В честь какого события этот праздник был назван «Богоявление»

Слайд 25
-Как вы думаете, какое событие происходит на этой картине, написанной художником Васнецовым?
(Крещение Руси.)

8. Знакомство с обычаями, связанными с праздником Крещения.

Слайд 26 - 32
-Как празднуют Крещение православные христиане?
(сообщение учащихся)
-Ведь и сейчас священники крестят людей водой, вспоминая о том великом Крещении на Иордане, когда сам Бог погрузился в воду реки. Кроме того святую воду можно пить, чтобы освятить душу и тело. А также кропить ею и людей и дома.
- А как вы понимаете, выражение «кропят весь дом»
(ответы детей).
- Кропят или сбрызгивают, с помощью специальной, большой кисточки, святой водой весь дом.

По давней традиции, в Крещенский сочельник (18 января) в храме, а в самый день праздника на реке, у источника, где берут воду, - Церковь совершает великое освящение воды. Торжественное шествие на реку в день Крещения называют Крестным ходом на Иордан. Священники в белых облачениях (одеждах) торжественно выходили с крестом, иконами и горящими свечами. Певчие исполняли праздничные песнопения.
-На реках строили «ердани» (Иордани) –проруби.
-Священник читал молитву «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» (Когда Ты, Господь, крестился на Иордане…) и три раза погружал крест в воду. Затем он освященной водой кропил (брызгал) всех присутствующих людей.
Эту великую святыню – крещенскую, или богоявленскую, воду православные люди набирают в чистую посуду и хранят её дома в «красном углу», среди святынь, до следующего праздника Крещения, а то и многие годы. И вода эта никогда не портится, тем самым видно являя свою неоскудевающую благодатную силу. Когда станет тревожно на душе или почувствуешь недомогание – помолишься, выпьешь с верой и упованием на Господа крещенской воды натощак, омоешь ею лицо, и полегчает: милостью Божией печаль и боль отступят.

9. Минутка отдыха
Вспомним детскую игру-потешку

Водичка, водичка
Умой моё личко
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.

10. Чтение учащимися отрывка из рассказа И. С. Шмелева «Крещение» из повести «Лето Господне».

Работа в парах
Задание: подчеркнуть карандашом оттенки цвета в прочитанном тексте:

«На расчищенном синеватом льду на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней прорубленная во льду ердань.
Из-под Кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви. И выходят серебряные священники. Много-много. В солнышке все блестит: и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев – митры. Долго выходят из-под Кремля священники светлой лентой (белые облачения) и голубые певчие. «Во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Человек носит Господень лик. Купание в прорубях («будто и я со Христом крестился»).
Народные гуляния в садах. Ледяные горы. Катание с гор.Театры.»

-Какие оттенки цвета вы нашли в прочитанном тексте?

11. Работа в тетради.
Задание:
1) запишите тему урока.
Слайд 33
2) Запишите в тетрадь и объясните устно значения слов:
Слайд 34
-Мессия.
(Спаситель, избранный Богом.)
Слайд 35
-Крестный ход.
(Торжественное шествие священников и всех людей с крестом и иконами.)
Слайд 36
-Богоявление.
Слайд 37
-«Ердани»
(Проруби в реках)

12. Работа по учебнику.

Чтение стихотворения «В далекой стране Палестине» учащимися

-К чему призывал людей Иоанн Креститель?

13. Заключительная беседа:
Слайды 38-42
-Те люди, которые приходят к Христу, крестятся, становятся христианами. Христиане стараются быть добрыми, нежадными, неленивыми.

-Может быть кто - то из вас помнит свое крещение или присутствовал при этом таинстве, когда крестили других. Расскажите.
-Что такое купель?
(Купель – большой сосуд, в который погружают ребенка при церковном обряде крещения.)

(рассказы детей)

14. Рисуем:
Задание 5. учебника стр.33.
Проруби на реках «ердани», замерзшие стекла, иней на стеклах, ледяные горы.

15.Итог урока. Рефлексия.
-О каком празднике узнали на уроке?
Какими словами вы можете выразить чувства, которые остались в вашей душе после нашего урока.
Слайд 45
Ассоциативный ряд
Радость
Печаль
Надежда
Зло
Спокойствие
Грусть
Доброта
Тоска
Счастье

16. Игры и задания
Слайды 43-44
1)Викторина «Крещение Господне»
2)Кроссворд

17. Домашнее задание:
Закончить рисунок в тетради, по желанию выучить наизусть стихотворение стр.33.

Категория: Мои файлы | Добавил: сатурн6
Просмотров: 5509 | Загрузок: 907 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz