Четверг
25.04.2024
18:36
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [20]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников
Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится поздно начинать… Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребёнка, то они с самого раннего детства формируют у ребёнка культуру физических занятий, демонстрируя это на своём собственном примере. Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребёнка. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям6 2Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении1 и т.д. Видно, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведённого в 8-11 классах, здоровье ставится лишь на 9 место. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше понимает, что такое физический труд. А ребёнок и подавно. За прошлое столетие, по мнению учёных вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение и, результат от такой активности большой пользы не даёт. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Ряд философов, психологов, ученых-медиков, педагогов пытались решить проблему здоровья: С.С.Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. В.А.Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества". Б.Н.Чумаков характеризует здоровый образ жизни, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». Около 25 - 30 % детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза: число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно – психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8% нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.. Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведёт к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливания учащихся этого возраста, приобретают особое значение. Рациональный режим прежде всего предусматривает чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком. Процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: 1. Учитывать возрастные особенности детей. 2. Создать условия для формирования здорового образа жизни. 3.Совершенствовать формы работы учителей по формированию здорового образа жизни. Признаки здоровья человека: Ø специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; Ø показатели роста и развития; Ø функциональное состояние и резервные возможности организма; Ø наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; Ø уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие: Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей. Индивидуально-дифференцированный подход- основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока, для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с использованием таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать оздоровительной зарядкой. В таком случае на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных предметов. Учитывая, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребёнка. При составлении расписания уроков предметы, требующие большого умственного напряжения, ставить первыми и вторыми. Эффективно использовать чередование сложных и простых предметов в течение учебного дня. Физкультуру и труд нежелательно ставить первыми и последними в расписании. Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: Уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки творчества, уроки-фантазии, уроки-концерты и др. УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ Hа уроках русского языка в начальной школе целесообразно проводить изложения и сочинения на темы: "Что такое здоровье", "Что может человек - что могу я?", "А мир прекрасен, если ...", " Мое поведение и мое здоровье", подбирать содержание текстов для диктантов, разборов и списывания на темы соблюдение правил личной гигиены, рационального питания, правил поведения в обществе и на природе, тексты, содержащие советы, рекомендации и примеры ведения ЗОЖ. К урокам чтения подбираются тексты, пропагандирующие ЗОЖ, высокой нравственной и эмоциональной направленности, способствующие обогащению жизненного опыта учащихся и правильной оценки поступков, окружающей действительности, например: "Золотое сердце", "Чтобы лучше слышать", "Капелька", "Что у меня под ногами" Уроки природоведения - это целая кладовая по здоровьесберегающему воспитанию младших школьников. Такие темы, как "Разнообразный мир растений", "Мир животных", "Вода в природе", "Полезные ископаемые", "Природа и мы", "Сбережем воздух", "Будем беречь здоровье" дают не только знания о природе, месте человека в ней, но и учат бережно относиться к окружающему миру. Физкультминутки на уроках снимают статические нагрузки Упражнение И. п. - руки на пояс. 1- наклон головы вперед, 2- и.п., 3- наклон головы вправо, 4- и.п., 5- наклон головы влево, 6- и.п., 7- наклон головы назад, 8- и.п.(4-6 повторений) Hа уроках физической культуры дети получают не только физическую нагрузку, но и интеллектуальную: знания о своем теле, его строении, его возможностях, о санитарно- гигиенических требованиях, о соблюдении техники безопасности, о влиянии закаливания и физкультуры на формирование здоровья. На уроках изобразительного искусства в начальной и средней школе одна из ключевых тем связана с исследованием культуры человеческого тела, его пропорций. Важным моментом является формирование у школьников этического смысла красоты человеческого тела. Организация внеклассных мероприятий ставит своей целью пропаганду – ЗОЖ. Повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, снятие эмоционального и физического перенапряжения детей, развитие индивидуальных способностей и задатков учащихся, поддержания интереса к себе и своему здоровью. Для пропаганды ЗОЖ используются все виды информационной агитации: стенные газеты, фотовыставки, рисунки детей; проведение классных часов Наиболее действенной формой пропаганды здорового образа жизни - День Здоровья. В этот день проводятся с детьми оздоровительные занятия, разучиваются комплексы физкультминуток, различных оздоровительных гимнастик (звуковой, пальчиковой, дыхательной, игры - соревнования, различные тесты, «КВH» с награждением победителей. Hа родительских собраниях, личных встречах необходимо проводить беседы, консультации о значимости режима дня, закаливании, о методах проведения оздоровительных мероприятий. Вместе с родителями подбирать методы оздоровления каждого ученика с учетом особенностей его здоровья, возможностей, умений. Разрабатывать план профилактических мероприятий перед вспышкой гриппа или других инфекций, своевременно проводить витаминизацию.
Категория: Мои статьи | Добавил: сатурн6 (17.01.2010)
Просмотров: 10957 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 1
1 anassellext  
0
спасибо за интересную информацию

Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz