Вторник
23.04.2024
21:11
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [20]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование исследовательской деятельности в учебном процессе, как средство развития познавательной активности школьников.
Трунова А. учитель начальных классов
Тема:
Использование исследовательской деятельности в учебном процессе, как средство развития познавательной активности школьников.
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то
создавай такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
Слайд 3 Одной из главных целей образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета. Слайд 4. «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» – Т.И. Шамова. Слайд 5. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы. Слайд 6 Применительно к младшему школьному возрасту познавательная активность рассматривается как необходимость сознательного, творческого познания учеником окружающего мира и явлений. Слайд 7 Познавательная активность учащихся младших классов объединяет в себе: • потребность в овладении способами усвоения знаний (умением учиться), • потребность в познавательной (поисковой и исследовательской деятельности) • потребность в творчестве. Слайд 8. Чтобы определить уровень познавательной активности учеников при поступлении в школу, я применяю диагностическое обследование и оцениваю результаты по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень познавательной активности следующим образом: 1.Высокий: · Активная ориентировка в новом материале · Самостоятельное выявление ключевых понятий · Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы · Владение мыслительными операциями: активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений. 2.Низкий · Учебная деятельность и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность · Отсутствует понимание смысла учебной задачи · Малое приложение личных усилий в учебной работе · Слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения. Слайд 9. Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе получила следующие результаты: 6 человек имели высокий уровень активности, 8 – средний и 10 - низкий. На диаграмме это выглядит так: Уровень познавательной активности учащихся 1 класса
 
 
 
 
 
 
 Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся. В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучать и использовать метод исследования в своей работе я начала давно и уже имею некоторый опыт. Почему именно метод исследования я выбрала для повышения познавательной активности своих учеников? Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта. Это, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Слайд 10. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту я знаю, что дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Слайд 11. Исследовательская работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. В процессе исследования у них развивается логическое мышление, формируются элементы исследовательской деятельности (они высказывают предположения, обсуждают возможные варианты доказательств, учатся сотрудничать и т.д.). А это так нужно моим ученикам. Слайд 12. В ходе работы ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно. Слайд 13-14 Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или сообщение по результатам исследования. Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета. Последним этапом является презентация исследований. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Я решила, что моих первоклассников следует вовлекать вначале в мини-исследования. Дети с большим интересом отнеслись к роли «исследователя». На начальном этапе я учила ребят проводить простейшие опыты, наблюдения, оформлять дневники наблюдений. Слайд 15. Так при изучении условий произрастания растений, предложила детям провести такой эксперимент: сравнить сроки появления всходов при замачивании семян и сухих семян. Следующим наблюдением стало выявление влияния света и тепла на развитие веточек плодовых деревьев и кустарников зимой. Перед началом эксперимента всегда выдвигалась гипотеза: «Давайте подумаем, что получится, если…». Все этапы эксперимента дети описывали в дневниках наблюдений, к ведению которых относились очень серьёзно. С помощью родителей делали фотографии, иллюстрировали свои наблюдения рисунками, составляли альбомы. Слайд 16-17. По ходу эксперимента и по его окончании учащиеся обсуждали, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства. Итогом исследования и, пожалуй, главным этапом обучения юного исследователя было выступление. Здесь необходимо было создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от ее качества, мы хвалили, чтобы у ребенка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность. При изучении темы «Родная страна» в курсе «Окружающий мир» особое место отводится предметам декоративного искусства. Я предложила детям тему для коллективного исследования: «Русская матрёшка». Ученики разделились на группы, получили задание, создали папки исследователя, выбрали литературу. Работа проводилась в течение месяца. Дети приносили в класс собранный материал, посещали библиотеку, музей, вместе с родителями выходили в Интернет. Был собран огромный объём информации. Встал вопрос оформления продукта исследования и принято решение весь собранный материал оформить в виде презентации и использовать не только на уроке «Окружающего мира», но и на уроках изобразительного искусства, технологии. Слайд 18-22. Предложить материал другим учителям школы для уроков и внеклассной кружковой работы. Рубрика «Книжная полка» из курса «Литературного чтения» предназначена для обогащения читательского опыта ребёнка. В рамках этой рубрики было проведено исследование «Мой любимый журнал». Каждый ученик выбрал для себя и принес на урок детский познавательный журнал и изучил его по плану: 1.Год создания. 2.Авторы – создатели журнала. 3.Как выглядел журнал в разное время. 4.Сколько лет издается, как часто выходит. 5.Сколько страниц. 6.Главный редактор, художник. 7.Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки. 8.Какие разделы включает. 9.Твоя любимая рубрика. 10.Как ты узнал об этом журнале. 11.Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. 12.Создай свою страничку. Продуктом выполненной работы стала презентация-реклама детских журналов. Слайд 23-30 Не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе использовала метод исследования. Уже в сентябре было задумано проведение открытого родительского собрания «Будем знакомы». Выделены задачи: знакомство семей между собой, родителей и детей с учителями, создание условий для дальнейшей деятельности единым коллективом, организация и пропаганда активного отдыха родителей с детьми, организация содержательного досуга семьи, развитие её творческих начал. Дети получили задание узнать историю создания своей семьи, её традиции, увлечения членов семьи, расспросить представителей старшего поколения о родственниках. Учащиеся вместе с родителями включились в поисковую работу – исследовали родословную семьи, готовили фотографии, брали интервью у бабушек, дедушек, других членов семьи, выбирали форму представления своей работы на празднике. В результате появились коллажи фотографий, презентации семей в виде плакатов, газет, фотоальбомов, стихотворений, сценок, выставка поделок. Слайд 31-32. Что происходило при решении поставленной задачи? Во-первых, деятельность. Каждый участник вносил свой вклад в общую работу. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т е мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа, и её результат – родительское собрание, где родители и дети показали себя активными участниками. Имела место и презентационная деятельность. Так насыщено прошёл 1 год в школе. Мои ученики успешно перешли во 2 класс. По итогам диагностики, проведённой во 2 классе, показатели познавательной активности немного выросли. Количество учащихся с высоким уровнем активизации познавательной деятельности выросло на 4%, со средним уровнем на 8%, с низким уровнем уменьшилось на 12%. Слайд 23. Уровень познавательной активности учащихся 2 класса. Радует то, что все ученики моего класса стали активными читателями школьной и детской поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Очень часто приносят в класс познавательные книги, энциклопедии. Всем классом мы рассматриваем их, обсуждаем. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти. Многие дети с удовольствием участвуют в различных школьных и районных конкурсах. В этом году мы принимали участие во Всероссийском конкурсе "Русский медвежонок”. Получили сертификаты достижений. Планируем в марте принять участие во Всероссийском конкурсе "Кенгуру”. Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты. Свою же педагогическую практику я не могу представить без организации проектной и исследовательской деятельности. В предыдущем выпуске мы с ребятами более серьёзно занимались исследованиями в 3 и 4 классах. Так, к урокам по теме «Человек в разные исторические времена» мы исследовали и сравнивали быт, одежду, украшения, предметы обихода, игры, забавы, праздники Древней Руси и России 18-19 веков. Слайд 35. Провели урок-ярмарку, где дети представили свои журналы мод, куда поместили наброски, как выглядел крестьянин, и богатый человек, составляли словесный портрет представителя данной эпохи (когда жил, к какой группе населения относился, был богат или беден и т.д.) Слайд 36. На уроке по теме «Открытие земель за Каменным поясом» в 4 классе провести небольшое исследование мне помогло использование карты. Класс разделили на группы, каждая выполняла своё задание. Используя карту и справочную литературу, составили краткую характеристику Уральских гор, расположили названия гор в последовательности от самых высоких, до самых низких. Слайды 37-40. Я постоянно включала исследовательскую деятельность во все образовательные области начальной школы. Так, заинтересовавшись историей возникновения в центре Ракитного парка, мы с ребятами определили тему и цель нового исследования: более детально изучить природу посёлка, ближе познакомиться с его историей, оценить экологическое состояние парка, а главное – передать полученные знания своим сверстникам. Слайды41-47 Дети читали дополнительную литературу, на уроке провели экскурсию в парк, по впечатлениям которой, написали сочинение, организовали экологический десант по уборке территории парка, написали заметку в районную газету «Наша жизнь» и призвали всех жителей посёлка следовать нашему примеру. Очень интересной стала работа над темой «Первоцветы». Каждый участник исследования выбрал растение, изучил дополнительную литературу о нём, сделал рисунок или фотографию, провёл обследование своего двора, придорожного участка, использовал свои знания, помощь родителей, Интернет. Слайды 48-51 Одни учащиеся выпустили «Экологическую листовку», другие написали письма от имени растения людям с просьбой о помощи, третьи принесли рецепты использования растений в лекарственных целях. Детские исследовательские работы защищались на уроках окружающего мира, классных часах. Обобщив наблюдения установили, что практически все первоцветы нуждаются в защите и являются лекарственными растениями. Слайды 52-59 Перед Новым годом решили изучить историю этого чудесного праздника, когда он вошёл в наш быт, как отмечают его в разных странах, где живёт Дед Мороз. В результате кропотливой работы появилась презентация «Новогодний калейдоскоп». Слайды60-66. К 65-годовщине освобождения Ракитного от фашистских оккупантов, подготовили и провели для учащихся начальных классов школы устный журнал «Этих дней не смолкнет слава». Дети подготовили литературно-музыкальную композицию, главной частью которой стала презентация исследовательской работы учащихся нашего класса к этой дате. Конечно, ребятам пришлось много потрудиться. Они посещали наш краеведческий музей, где изучали материалы об этом периоде в истории Ракитного, читали справочную литературу, изучали книги «Ракитянская летопись», «Книгу Памяти», собрали большой материал из истории своей семьи. Некоторые приносили в класс воспоминания очевидцев событий, фотографии, медали своих родственников, письма с фронта. Слайды Устный журнал получился очень интересным и познавательным. Считаю, что сама по себе исследовательская деятельность реализует одну из естественных потребностей человека - познавательную, и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. Использованная литература:
1.Савенкова А. И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.
2.Цветкова И.В. Экологические проекты младших школьников в зимнее время и круглый год: [С примерами, разработанными учащимися] // Экологическое образование. – 2000, №1.
3. «Активизация познавательной деятельности младших школьников» Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской с.37-45.
4.Г.Ф.Гаврилычева «Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе». Начальная школа №12 1986г. М. Просвещение с.18-27.
5.И.Мохначёва «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников» Начальная школа №12 1999г. М. Просвещение. с.13-15.
6. О.В.Сизова «В контакте с родителями» Начальная школа №7 1988г. М. Просвещение. с.72.
7. Н.Ф.Талызина «Формирование познавательной деятельности младших школьников» М. Просвещение 1988г. с.6-151.
8.С.Е.Мухина «Развитие познавательных способностей учащихся», №2 2007г
9.Е.В.Васильева «Урок-исследование в начальной школе», Е.А.Гугучкина «Урок Окружающего мира с использованием элементов проблемного обучения в 4 классе. №2 2006г
10.Л.Е. Смирнова «Условия применения компьютерных программ в начальной школе» №3 2007г
11.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
12.А. А. Люблинская «Учителю о психологии младших школьников» Изд. «Просвещение», 1977 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: сатурн6 (17.01.2010)
Просмотров: 5963 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 4
4 татьяна  
0
мне статья понравилась,есть познавательный материал. спасибо

2 Татьяна  
0
Статья очень понравилась. Учитель действительно использовал личный опыт. Я работаю тоже учителем начальных классов и те формы и методы, которые описала в статье Алла Ивановна мне пригодятся в моей работе.
Спасибо!

1 Тэс  
0
Интересно, познавательно, полезно.

3 сатурн6  
0
Спасиб biggrin smile о!

Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz