Воскресенье
23.07.2017
23:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [20]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Трунова А.И. мастер-класс использование поисково-проектных задач на уроках в начальной школе как один из методов формирования компетентной м
Выступление на педсовете мастер – класс по теме: использование поисково-проектных задач на уроках в начальной школе как один из методов формирования компетентной мотивированной личности школьника. Подготовила и провела учитель начальных классов МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1» Трунова Алла Ивановна 2012год Пояснительная записка То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л.Выготский В настоящее время происходят изменения в образовании в связи с введением новых образовательных стандартов в начальных классах. Думается, они призваны помочь школьникам ориентироваться в больших объемах информации, а также повысить интерес к учебе, а в конечном итоге - научить учиться. Основными научными идеями моего выступления являются деятельностный, проблемно-поисковый, коммуникационный, рефлексивный подходы в обучении. Цель выступления создание условий для передачи опыта использования проектных методов в организации учебного процесса; способов овладения участников мастер-класса технологией применения поисково-проектных задач на уроках в начальной школе; актуализация личностного смысла обучающихся к использованию проектно-поисковых задач как одного из методов формирования компетентной мотивированной личности школьника; создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Текст выступления Уважаемые коллеги, вы знаете, что одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. При разработке Стандарта был полностью учтен происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Основным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности школьника. При знакомстве с новыми стандартами у меня возникли вопросы: Чем отличается нынешний стандарт от стандарта второго поколения? Как строить процесс обучения в соответствии с новыми требованиями? Какие приёмы и методы обучения применять в условиях развития информационного общества? Стратегической целью российского образования является выполнение социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями. Стандарт нового поколения ставит перед начальной школой новые цели. Теперь ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ребёнку должны прививаться две группы новых умений. Это универсальные учебные действия (УУД): навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации, а также формирование у детей мотивации к обучению: помощь им в самоорганизации и саморазвитии в учебном процессе.
Способностями мотивированной компетентной личности являются: умение быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получение, использование и создание разнообразной информации; умение принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. помощь им в самоорганизации и саморазвитии в учебном процессе.
Учитель начальных классов должен научить ребенка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения и работу своих одноклассников.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Проектной работой со своими учениками я занимаюсь уже несколько лет. В основном это были коллективные проекты, которые выполнялись во внеурочное время. Учащимися моего класса выполнены проекты: «Моя семья» (слайд 8), «Освобождение посёлка Ракитное от фашистских захватчиков»(слайд 9), «В моей семье жива память о войне»(слайд 10), «Наш Ракитянский парк»(слайд 11), «Моя мама лучше всех»( слайд 12) и другие. Проектная деятельность способствует развитию у учащихся моего класса творческих способностей и активности; адаптации к современным условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться. Однако на уроках в начальной школе трудно создать такой объёмный проект, поэтому я использую на своих уроках метод поисковых проектных задач. Цель моего мастер-класса доказать эффективность использования проектных задач на уроках в начальной школе.(слайд 14) Вначале несколько слов о задачах. Термин «задача» имеет несколько значений, одно из них - сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения. (Толковый словарь С.И.Ожигова). (слайд 15) Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.). Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Поисковая проектная задача принципиально носит групповой характер. Хочу поделиться опытом использования проблемно-поисковых задач на своих уроках. Так на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Охрана животных» решила включить детей в самостоятельный творческий поиск. Учащимся была предложена квазиреальная (модельная) конкретно-практическая ситуация, приближённая к реальным условиям, - нужно оказать консультативную помощь новому руководству Энской области и разработать рекомендации по изменению ситуации, сложившейся в ней в последнее время. Для этого нужно провести тщательный анализ материалов, характеризующих состояние хозяйства области – это были статьи из газеты «Энская правда». (слайд 19) Я предложила детям разделиться на группы, распределить работу внутри группы. При организации самостоятельной работы учащиеся над проектной задачей 1)знакомились с текстами 2)планировали действия участников группы (определяли цели, последовательность действий, функции участников, способов взаимодействия) 3)анализировали, устанавливали причинно-следственные связи в сложившейся ситуации, искали способы решения конфликта, 4)затем каждая группа выступала со своими предложениями, выводами, доказывали их правильность. На уроке русского языка по теме «Способы проверки орфограмм» была предложена задача в качестве подарка для учеников 1 класса оформить иллюстрированное наглядное пособие на тему «Способы проверки орфограмм». Для того чтобы это получилось красиво и грамотно было предложено выполнить ряд заданий. Ученики разделились на 3 группы, каждая получила материалы по одному из способов проверки орфограмм. Задача - внимательно изучить полученный материал и определить способ проверки орфограмм.(слайд 24) Материалы для определения способа проверки орфограмм: 1 группа Рассказ об одной ошибке Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку. -Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру. -Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. -Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку. Он обещал. Ровно в шесть часов пришёл Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч. Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима? 2 группа Петя записал предложение У письма свои с_креты. Перечитал написанное и вздохнул: -В самом деле, у письма так много секретов. А я их не знаю. А так хочется писать без дырок. Но как правильно: сикрет или секрет? Я этого не знаю. -Можно в книге посмотреть, - подсказала Маша. -Разве в книге найдёшь нужное слово? Их там так много! -Ты прав, Петя, - вмешался в разговор Петин папа. – Но для проверки орфограмм есть специальная книга. Она называется «Орфографический словарь». Петя раскрыл словарь и стал читать: -Абажур, абрикос, авария… Но это совсем другие слова. А где мне найти секрет? 3 группа Чяща и чюдовище Маркеша Мне сегодня приснился страшный сон. Я очень хочу рассказать его Кузе, но он что-то не идёт. Запишу-ка я свой сон, чтобы не забыть его… Сон Маркеши Гулял я в лесной чяще, заслушался, как поют птицы, и заблудился. Целый день бродил по лесу. Стал пробираться через кусты шыповника. Укололся о шып и упал. Смотрю, в кустах – чюдовище! Сощюрил я глаз и попросил пощяды. И вдруг – чюдо! Проснулся. Каждая группа составила рассказ о своём способе проверки орфограмм, описали этот способ проверки и принцип его работы, Дети привели свои примеры по описанному способу проверки. Используя полученные материалы, составили на листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм». Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вам поработать в группах и выбрать из предложенных заданий, те, которые можно использовать на уроке с применением проблемных поисковых задач и обосновать свой выбор. 1 группа выберет задания для урока математики, а 2 группа для урока русского языка. Моделирование Разработайте модель этапа урока – усвоение новых знаний с использованием выбранных проектных задач Выступление участников групп со своими предложениями. Своей работой вы доказали, что только в процессе деятельности происходит развитие личности. И деятельность эта должна быть направлена на "открытие" нового знания. Урок с применением проблемно-поисковых задач -задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи. -учит способу проектирования через специально разработанные задания -даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную модельную ситуацию. В ходе решения проектных задач у младших формируются универсальные учебные действия -рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); -целеполагать (ставить и удерживать цели); -планировать (составлять план своей деятельности); -моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное); -проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; -вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). А теперь попрошу вас заполнить 2 часть теста и шкалу рефлексии. Обмен мнениями. Методические рекомендации по использованию материалов Урок русского языка 2 класс по теме Окончание – значимая часть слова Цель: более глубокое усвоение детьми падежных окончаний и их роли в языке; подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы; постепенное формирование коммуникативных компетентностей. Личностные ууд: умение организовать инициативное сотрудничество учащихся для поиска и выделения информации, уважительное отношение к чужому мнению. Познавательные ууд: анализ предложенной ситуации, синтез выводов как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей в сложившейся ситуации, построения логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные ууд: развитие навыков контроля (в форме сличения способов действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отличий, осознание качества и уровня усвоения материала), оценки (осознание качества и уровня усвоения материала), умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок, взаимоконтроль, умение ставить новые учебные задачи. Коммуникативные ууд: умений планировать свои действия в группе (определять цели, последовательность действий, функций участников, способов взаимодействия), ставить вопросы и разрешать конфликты (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация) умение строить монологическое высказывание, умение слушать собеседника, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности Учащиеся на этом этапе знакомятся с работой окончания, его функцией в языке, названиями падежей русского языка и их вопросами. Они умеют определять падеж любого слова – названия предмета или признака. Также они могут поставить слово в нужную форму с помощью падежных вопросов Репортаж с борта русского исследовательского корабля: Здравствуйте! Мы ведём свой репортаж с борта исследовательского корабля, который бросил якорь вблизи неизвестного острова в океане Великий. Остров оказался обитаемым! Мы видим множество людей, собравшихся на берегу. Похоже, что это представители каких-то полудиких племён. Но почему же учёные не высаживаются на берег? Дело в том, что туземцы ведут себя несколько недружелюбно. Они кричат, топают ногами и размахивают копьями. Туземцы вооружились луками и стрелами. Они натягивают тетиву луков, стрелы летят в сторону нашего корабля и…втыкаются прямо в борт!. Одна стрела упала в воду. Боцман замечает, что к стрелам прикреплены какие-то свёртки. Юнга доставляет стрелы со свёртками на палубу. Это письма! Письмо из племени Тумба-юмба Приветом из племенем Тумба-юмба! В нашим племенем живут самыми ловкими и смелыми островитянами. Мы самыми удачливыми охотниками и умелыми земледельцами. У нас самыми уютными домами. У нашим людям очень весёлыми праздниками и вкусной едой. Нашим вождём приглашает вас к нам на обедом. Письмо требует срочного тщательного анализа. Экипаж корабля обращается к вам с просьбой дать комментарии к этим записям…От вас зависит судьба научной экспедиции. Ваша задача установить контакт с жителями острова. Переведите на наш язык данное сообщение. Составьте и запишите ответ для иноземцев на их языке. Прочитай текст. Спиши. Найди имена существительные, стоящие в творительном падеже, выдели окончания Соловьи прилетают весной и радуют нас чудесным пением. Первыми прилетают самцы. Они поют всю ночь напролёт. В это время они могут быть пойманы опытными ловцами. Но теперь не держат соловьёв в клетках. Я хожу слушать соловьёв в рощу. Как прекрасно они поют на восходе солнца! (По И.Соколову-Микитову) Среди учёных экспедиции исследовательского корабля не нашлось специалиста по языкам (лингвиста). Сравните язык жителей незнакомого острова, открытого научной экспедицией, с русским языком. Язык аборигенов чем-то напоминает русский, однако имеет и ряд отличий. Переведите на наш язык данное сообщение. Составьте и запишите ответ для иноземцев на их языке. Письмо из племени Харамбамба Привета из племени Харамбамба! В нашего племени живут самых ловких и смелых островитян. Мы самых удачливых охотников и умелых земледельцев. У нас самых уютных домов. В нашего племени очень весёлых праздников и вкусной еды. Нашего вождя приглашает вас к нам на обеда. Прочитай текст. Спиши. Найди имена существительные, стоящие в родительном падеже, выдели окончания Берёза На краю вырубки растёт старая берёза. Её ствол оброс лишайником. С сучьев до самой земли свисают длинные молодые ветви. Они делают берёзу очень чуткой. Кругом ни ветерка, а берёза качается и шумит. И тонут в этом родном сердцу шуме все обиды и горести. (По Т. Белозёрову) Экипаж исследовательского корабля, который бросил якорь вблизи неизвестного острова в океане Великий, обращается к вам с просьбой перевести на наш язык это письмо из племени Мокко-локко. От вас зависит судьба научной экспедиции. Ваша задача установить контакт с жителями острова. Письмо из племени Мокко-локко! Привет из племя Мокко-локко! В наш племя жить самый ловкий и смелый островитянин. Мы самый удачливый охотник и умелый земледелец. У мы самый уютный дом. В наш племя очень весёлый праздник и вкусный еда. Принимать приглашение на обед от наш вождь. Прочитай текст. Спиши. Найди имена существительные, стоящие в начальной форме, определи падеж Лето Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели. Урок математики 1 класс по теме Признаки и свойства предметов. Цель: использование детьми знаний о признаках и свойствах предметов на основе собственного опыта; развитие умений различать фигуры по их признакам (цвет, форма, размер), сравнение величин; освоение первичных навыков совместной работы в малой группе. Личностные ууд: умение организовать инициативное сотрудничество учащихся для поиска и выделения информации, уважительное отношение к чужому мнению. Познавательные ууд: анализ предложенной ситуации, синтез выводов как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей в сложившейся ситуации, построения логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные ууд: развитие навыков контроля (в форме сличения способов действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отличий, осознание качества и уровня усвоения материала), оценки (осознание качества и уровня усвоения материала), умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок, взаимоконтроль, умение ставить новые учебные задачи. Коммуникативные ууд: умений планировать свои действия в группе (определять цели, последовательность действий, функций участников, способов взаимодействия), ставить вопросы и разрешать конфликты (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация) умение строить монологическое высказывание, умение слушать собеседника, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности -Ребята! Маленькие и жизнерадостные космические создания далёкой планеты Математикус просят вас помочь им в решении некоторых сложных математических проблем. Чтобы вам было легче общаться с ними по межпланетной сети Космонет, запомните: жители Математикуса называют себя счетоводами. -Дорогие жители Земли! Мы живём в городе Признакус. Мы любим собирать разные предметы и составлять из них коллекции, но часто не можем решить, в какую коллекцию нужно поместить тот или иной предмет. Без вашей помощи нам не обойтись! Помогите нам решить эту проблему! Заранее благодарны. Счетоводы города Признакус. Задание 1. У одного счетовода набралось много разных фигур. Для будущей коллекции счетовод уже разложил часть фигур на две кучки и оставил на всякий случай место для третьей кучки. В третью кучку он решил складывать фигуры, которые не подходят ни к первой, ни ко второй кучке. Помогите счетоводу разложить остальные фигуры в эти же кучки. Приклейте их на лист в соответствующих местах. Задание1. Разложи данные фигуры на соответствующую часть листа – все жёлтые фигуры слева, справа все круги, а посередине - прямоугольник и квадрат. Задание 2. Счетоводы Тип и Топ собирают коллекцию фигур. Топ собирает все фигуры не зелёного цвета, а Топ – все фигуры, кроме квадратов. Помогите Типу и Топу собрать фигуры для их коллекций. Поиграем. Пусть один из вас исполняет роль Типа, а другой Топа. У кого из них оказалось меньше фигур? Задание 2. Разделите предложенные геометрические фигуры на 2 группы – в 1 группе все фигуры красного цвета, а во 2 группе все фигуры, кроме квадратов. Задание 3. Счетоводы проголодались и решили пообедать. В кафе они уселись за круглый стол, причём каждый сел на стул своего любимого цвета: Бим – на жёлтый, Бом – на зелёный, Тип – на красный, Топ – на синий. Оказалось, что Топ сидит слева от Бима, а Тип – напротив Топа. Раскрась стулья на рисунке. Место Бима Задание 3. Раскрась нижний квадрат жёлтым карандашом, квадрат напротив – зелёным карандашом, квадрат слева раскрась красным карандашом, а справа – синим. Список использованной литературы 1.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008. 2.Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. – М.:Интор,1996. 3. Поливанова К.Н.Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студентов. – М., 2000. 4.Цукерман Г.А.Две фазы младшего школьного возраста//Психологическая наука и образование. – 2000. №2. Приложение 1 Тестирование участников педсовета в начале выступления: Тест: 1 часть Я знаю, что на данный момент утвержден стандарт начальной школы с 1 по 4 класс. Обязательное его введение в соответствии с законом об образовании начнется с 1 сентября 2011 года. да нет не знаю Я знаю о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» да нет не знаю Я знаю, что новая модель образования основана на компетентностной образовательной парадигме да нет не знаю Я думаю, что основным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности школьника. да нет не знаю Тестирование участников педсовета в конце выступления 2 часть Думаю, что проблемный метод способствует развитию у учащихся УУД (универсальные учебные действия) да нет не знаю Считаю, что проблемно-поисковые задачи могут использоваться на уроках в начальной школе как один из методов развития мотивированной компетентной личности школьника да нет не знаю Приложение 2 Рефлексия Поставьте любой значок на оценочной шкале: Оцените, насколько эффективным представляется Вам использование проектных задач на уроках в начальной школе. 012345678910



Источник: http://1
Категория: Мои статьи | Добавил: сатурн6 (05.03.2013) | Автор: Трунова Алла Ивановна E W
Просмотров: 1344 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz