Воскресенье
19.11.2017
18:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [20]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Трунова А.И.Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста

Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста

А.И.Трунова

учитель начальных классов

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Ракитное, Белгородская область, Россия

 

Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Среди основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, является недостаток их двигательной активности.

Организация двигательной активности в урочное время не всегда выполнима. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке.

Но ведь есть перемены, которые дети проводят по-разному. Чтобы раскрыть особенности поведения и деятельности ребенка в условиях школьных перемен, а также выявить влияние перемен на работоспособность во время урока, проводилось наблюдение за младшими школьниками на перемене. Было установлено, что не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в своих играх создают сами себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности. Чем ребенок подвижнее, эмоциональнее, он играет в более азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью. Дети играют постоянно в “вольные игры” - игры “в кого-то”, “во что-то”. Опираясь на результаты наблюдений, были сделаны следующие выводы:

1)дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.

2)в свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.

Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время. В связи с чем, актуальным может быть проведение подвижных игр во время перемен.

 Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.

Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в организации школьных перемен.

Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи:

подготовить зоны для активного отдыха детей;

создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;

научить детей организованно проводить свободное время;

организовать сотрудничество педагогов и детей.

Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры.

Наблюдения показали некоторую закономерность:

после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности;

после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению;

к концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально “зарядиться”.

При анализе анкетирования выявлено, что преобладающему большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера /эстафеты/.

Владея такой информацией, можно предложить организацию перемен следующим образом:

Перемены

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

I

самостоятельные игры детей

II

посещение столовой

III

подвижные игры

музыкально-танцевальные

спортивные этафеты

подвижные игры

IV

отдых в “зеленой зоне” и специально оборудованных местах, самостоятельные игры детей

 

Особое внимание на себя обращает “новое пополнение”. Это наши первоклассники, которые с особым волнением и тревогой переступили порог школы. Для успешного обучения малышам необходимо как можно быстрее адаптироваться к новой жизни.

Учащихся надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально. Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

название игры;

роли играющих и их расположение;

содержание игры;

цель игры;

правила игры.

Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил. Они упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.

Описание игр

Подвижных игр, в которые можно играть на школьных переменах, очень много. Здесь важно знать меру и стараться не перевозбудить детей, иначе им потом трудно будет сразу сосредоточиться на уроке. На каждой переменке играть нужно в какую-то одну игру. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.

Младшим школьникам очень нравиться игра «Мама, ниточку распутай»: с помощью считалки назначают ведущего игры – «маму». Остальные дети становятся в кружок, взявшись за руки. Ведущий отворачивается, а дети начинают «запутываться», не разжимая рук, переплетаясь друг с другом руками и ногами. После этого дети хором произносят: – Мама, ниточку распутай, только не порви. Задача ведущего – распутать детей обратно в кружок, стараясь не расцеплять их рук.

В игре «Жмурки» также считалкой выбирают ведущего, ему завязывают платком глаза и ставят посередине школьного коридора. Дети спрашивают: – На чем стоишь? Ведущий отвечает: – на мосту. Дети: – Что ешь? Ведущий: – Колбасу. Дети: – Что пьешь? Ведущий: – Квас. Дети: – Ищи мышей, а не нас. При этих словах дети разбегаются по коридору. Ведущий должен не только поймать какого-нибудь ребенка, но и угадать его имя.

Веселая игра «Хвост и голова» интереснее проводится при большом количестве участников. Выбирают «голову» и «хвост» змейки, между ними становятся остальные дети, положив руки на плечи соседу. Задачей «головы» в начале колонны будет поимка «хвоста», стоящего в конце. Остальные участники колонны стараются следовать за «головой», не убирая рук с плеч соседей.

Игра «Море волнуется» также способна заинтересовать школьников, количество участников в ней должно быть не меньше пяти-семи человек. Ведущий становиться в круг, детишки ходят по кругу, взявшись за ручки, меняя направление движения и хором говоря: – Море волнуется раз (идут по часовой стрелке), море волнуется два (идут против часовой стрелки), море волнуется три (по часовой стрелке), морская фигура замри! После этих слов руки расцепляются, и каждый ребенок старается принять необычную и забавную позу, «застыв» в ней не шевелясь. Ведущий обходит всех детей, наблюдая, чтобы те не двигались, и старается их рассмешить. Если ребенок начнет двигаться или смеяться, он из игры выбывает. Выигрывает самый стойкий, он и становится следующим ведущим.

В результате включения во время перемен новых игр и привлечения к ним детей моего класса, они стали более организованными, меньше стало пассивных детей.

Организация перемен влияет и на работу учащихся на уроке. Работоспособность улучшилась. Считаю, следует включать больше игр после третьего урока, но заканчивать их за 3 – 5 минут до начала урока, чтобы дети смогли немного успокоиться и подготовиться к следующему уроку.

Организация перемены показывает, что ученики учатся проводить своё свободное время весело, продуктивно, легко входят в следующий урок.

Обычно на четвертых уроках приходилось прикладывать максимум усилий, чтобы активизировать учащихся на работу. Теперь заметен подъем активности детей.

Считаю, что организация игр на школьных переменах, оказывает существенное влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик при работе с младшими школьниками.

 

Литература

Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992

Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004

Бескоровайная Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002

Бриедис А.А. Подвижные игры для 1 – 4 классов Ленинград, 1961

Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников Минск, Полымя, 1988

Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя д/с Под.ред Осокиной Т.И. М. Просвещение, 1989

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. “Веко”, 2004

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М., Провещение, 1986

Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. М., Педагогика, 1991

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста, М., Просвещение, 1986

Шитик С.М. Подвижные игры М., Физ. и спорт, 1955

Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993

Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию М., Новая школа, 1993

Яковлев В.Г. Подвижные игры в 1 – 4 классах Асвета, 1970

Яковлев В.Г. и др. Подвижные игры. М., 1977

 



Источник: http://1
Категория: Мои статьи | Добавил: сатурн6 (30.09.2016) | Автор: Трунова Алла Ивановна E W
Просмотров: 138 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz