МОУ «Ракитянская сош№1»
Учитель начальных классов
Трунова Алла Ивановна
Родительское собрание на тему:
«Слово воспитывает» И
звестно, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Слово, обращенное к ребенку, говорил педагог В.А. Сухомлинский, должно быть прежде всего человечным, чутким, терпимым. Он призывал педагогов к осмотрительности, чтобы сказанное ими слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу ребенка, оставляет на всю жизнь грубые рубцы. Нередко случается, что взрослые даже вежливости пытаются учить детей грубостью. Сын неуважительно отреагировал на замечание отца, который возмутился: «Как ты, молокосос, с отцом разговариваешь?! Я научу тебя, паршивец, уважению к родителям!» Возможно, сын и впредь не посмеет так ответить на замечание отца, но, конечно, не потому, что стал больше его уважать. Попробуйте, уважаемые родители, проанализировать, что и как вы говорите детям в течение хоты бы одного дня. Такой анализ нередко показывает, что в общении с детьми преобладают приказной тон, замечания, порицания, отрицательные характеристики и т.п. Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки в смешном свете. Родители могут возразить: ребенок подчас такое делает, что тут уж не до смеха! Безусловно, бывают ситуации, когда необходимо категорически, резко, немедленно пресечь непозволительное поведение ребенка. Но такое случается не часто. Однако родители ведут себя так, словно поставили перед собой задачу, не давая передышки ни себе, ни ребенку, наставлять, сдерживать, преодолевать, подавлять и т.п. — и все это повышенным тоном, с раздражением. Но ведь мы это делаем ради блага ребенка, любя его, скажут родители. Так ли это? Как любить детей Вряд ли чувство родительской любви подвластно анализу: любить своих детей безгранично, больше собственной жизни — это совершенно естественно для матери и отца! Отсутствие у родителей любви к детям воспринимается как уродство, патология. Однако родительская любовь может быть разной — от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности. Родительскую любовь можно условно разделить на жертвенную, эгоистичную, деспотичную, разумную. Для жертвенной любви характерны стремление во всем потакать ребенку, не ограничивать его желаний даже тогда, когда они неразумны и идут ему во вред; отсутствие требований, подчинение желаний и интересов других членов семьи сиюминутным прихотям ребенка — лишь бы не огорчать его! Такая любовь к детям способна воспитать из них эгоистов и потребленцев. Эгоистичная любовь — это любовь к «удобным» детям: послушным, нетребовательным, которых родители стараются приспособить к собственным взрослым потребностям и интересам, не считаясь с детскими возможностями и желаниями. Если ребенок сопротивляется, его лишают родительской ласки и любви. Такая любовь воспитывает либо безволие, приспособленчество, неискренность, либо упрямство и агрессивность. Деспотичной можно назвать любовь родителей, одержимых стремлением сделать все для личного и профессионального успеха детей в будущем. Они форсируют физическое и интеллектуальное развитие ребенка, не считаясь с его возрастными возможностями и индивидуальными особенностями, что нередко ведет к возникновению невроза, к отклонениям в развитии детской личности. Для разумной любви характерно стремление к пониманию внутреннего мира ребенка, его интересов, уважение к его личности. В то же время интересы и потребности отца и матери не приносятся в жертву их родительской любви, а сочетаются с удовлетворением интересов и потребностей ребенка, что является основой для формирования гармоничных, уважительных взаимоотношений взрослых и детей в семье. Свободное воспитание: за и против Как-то на родительском собрании отец восьмилетнего Олега заявил: воспитывать детей нужно, как в Японии, — предоставлять им полную свободу, ничего не запрещать, потому что это тормозит развитие детей, гасит их творческие способности к познанию мира. «Россия, — заметил он, — всегда отличалась домостроевскими методами воспитания. А оно должно быть свободным от запретов». Из истории образования. Отец Олега, наверное, сам не зная этого, высказал идею свободного воспитания, которая существует в педагогике. Ее истоки — в гуманистических взглядах эпохи Возрождения, провозгласившей идеал свободной творческой личности. Еще не оформившись в самостоятельную теорию, свободное воспитание уже присутствовало в педагогических взглядах Жан-Жака Руссо и других выдающихся педагогов. Во второй половине XIX века, как известно, усилились тенденции авторитарности в воспитании и обучении в практике государственных школ разных стран, в том числе и России, что вызвало протест против обезличивания ребенка, требование индивидуального подхода к детям. Приведем отдельные высказывания педагогов разных стран. Дж. Дьюи (США): «Ребенок — это солнце, вокруг которого вращаются средства образования, он центр, вокруг которого они организуются». Элен Кей (Швеция): «Великая тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка спокойно и медленно помогать себе». Мария Монтессори (Италия): «Взрослые, навязывая детям свои установки, тормозят тем самым их естественное развитие». Ф. Резенер (Россия): «Необходимо «непринудительное» воспитание детей, ведущее к личной и нравственной свободе человека». Л.Н. Толстой (Россия): «Ребенок стоит намного ближе, чем взрослый, к „тем идеалам гармонии, правды, красоты и добра", которые ему навязывает взрослый, поэтому он может помочь детям только одним — создать условия для самовыражения». Так каковы же основные идеи свободного воспитания и как их оценивают современные педагоги? Прежде всего, вера воспитателя в творческие способности ребенка. Воспитание должно поставить ребенка в центр педагогического процесса, любое внешнее влияние мешает творческому развитию детей, поэтому воспитатели должны лишь создавать условия для раскрытия заложенных от природы способностей, помочь ребенку приобрести собственный опыт общественной жизни, стимулировать активное отношение к жизни, потребность в самообразовании и самовоспитании. Взрослый — старший товарищ, а не ментор, излагающий истины в последней инстанции. Эти взгляды сторонников теории свободного воспитания вызывают большую симпатию. Почему же тогда она не стала основополагающей для современной системы воспитания и обучения, ведь наше общество сейчас стремится к эмансипации ребенка? Почему же тогда такой горячий сторонник свободного воспитания, как Л.Н. Толстой, впоследствии подверг резкой критике свои же взгляды, назвав теорию свободного воспитания поддержкой «прихоти и разврата детей». Безусловно, гуманистические принципы воспитания: уважение к воспитаннику, учет его индивидуальности, организация творческой деятельности, демократизация взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками — обязательно должны присутствовать в любом воспитательном процессе, независимо оттого, где он происходит — в семье или школе. Вместе с тем нельзя не признавать ведущей роли взрослого в процессе обучения и воспитания: моральные нормы, примеры поведения, способы деятельности и многое другое ребенок перенимает у взрослого. Свобода ребенка не может быть анархической, запреты, рекомендации, советы — необходимые способы формирования у детей важнейших качеств личности. Просто нужно стараться, чтобы наставления взрослого не были прямолинейны, авторитарны и высказывались в форме советов, рекомендаций, чтобы необходимость их выполнения была понятна воспитаннику.
|