Пятница
26.04.2024
16:44
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [20]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Трунова Алла Ивановна Доклад к родительскому собранию на тему: "Слово воспитывает"
МОУ «Ракитянская сош№1»
 
Учитель начальных классов
 
Трунова Алла Ивановна
 
Родительское собрание на тему:
 
«Слово воспитывает» И
 
звестно, что «словом можно убить, словом можно спасти, сло­вом можно полки за собой повести». Слово, обращенное к ребенку, го­ворил педагог В.А. Сухомлинский, должно быть прежде всего человеч­ным, чутким, терпимым. Он призывал педагогов к осмотрительности, чтобы сказанное ими слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу ребенка, оставляет на всю жизнь грубые рубцы. Нередко случается, что взрослые даже вежливости пытаются учить детей грубостью. Сын неуважительно отреагировал на замечание отца, который возмутился: «Как ты, молокосос, с отцом разговариваешь?! Я научу тебя, паршивец, уважению к родителям!» Возможно, сын и впредь не посмеет так ответить на замечание отца, но, конечно, не потому, что стал больше его уважать. Попробуйте, уважаемые родители, проанализировать, что и как вы говорите детям в течение хоты бы одного дня. Такой анализ нередко показывает, что в общении с детьми преобладают приказной тон, замечания, порицания, отрица­тельные характеристики и т.п. Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои не­достатки в смешном свете. Родители могут возразить: ребенок подчас такое делает, что тут уж не до смеха! Безусловно, бывают ситуации, когда необходимо категорически, резко, немедленно пресечь непозво­лительное поведение ребенка. Но такое случается не часто. Однако родители ведут себя так, словно поставили перед собой задачу, не давая передышки ни себе, ни ребенку, наставлять, сдерживать, преодолевать, подавлять и т.п. — и все это повышенным тоном, с раздражением. Но ведь мы это делаем ради блага ребенка, любя его, скажут родители. Так ли это? Как любить детей Вряд ли чувство родительской любви подвластно анализу: любить своих детей безгранично, больше собственной жизни — это совершенно естественно для матери и отца! Отсутствие у родителей любви к детям воспринимается как уродство, патология. Однако родительская любовь может быть разной — от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование дет­ской личности. Родительскую любовь можно условно разделить на жертвенную, эгоистичную, деспотичную, разумную. Для жертвенной любви характерны стремление во всем пота­кать ребенку, не ограничивать его желаний даже тогда, когда они нера­зумны и идут ему во вред; отсутствие требований, подчинение желаний и интересов других членов семьи сиюминутным прихотям ребенка — лишь бы не огорчать его! Такая любовь к детям способна воспитать из них эгоистов и потребленцев. Эгоистичная любовь — это любовь к «удобным» детям: послуш­ным, нетребовательным, которых родители стараются приспособить к собственным взрослым потребностям и интересам, не считаясь с дет­скими возможностями и желаниями. Если ребенок сопротивляется, его лишают родительской ласки и любви. Такая любовь воспитывает либо безволие, приспособленчество, неискренность, либо упрямство и аг­рессивность. Деспотичной можно назвать любовь родителей, одержимых стремлением сделать все для личного и профессионального успеха де­тей в будущем. Они форсируют физическое и интеллектуальное разви­тие ребенка, не считаясь с его возрастными возможностями и индиви­дуальными особенностями, что нередко ведет к возникновению невро­за, к отклонениям в развитии детской личности. Для разумной любви характерно стремление к пониманию внут­реннего мира ребенка, его интересов, уважение к его личности. В то же время интересы и потребности отца и матери не приносятся в жертву их родительской любви, а сочетаются с удовлетворением интересов и потребностей ребенка, что является основой для формирования гармо­ничных, уважительных взаимоотношений взрослых и детей в семье. Свободное воспитание: за и против Как-то на родительском собрании отец восьмилетнего Олега за­явил: воспитывать детей нужно, как в Японии, — предоставлять им пол­ную свободу, ничего не запрещать, потому что это тормозит развитие детей, гасит их творческие способности к познанию мира. «Россия, — заметил он, — всегда отличалась домостроевскими методами воспита­ния. А оно должно быть свободным от запретов». Из истории образования. Отец Олега, наверное, сам не зная этого, высказал идею свободного воспитания, которая сущест­вует в педагогике. Ее истоки — в гуманистических взглядах эпо­хи Возрождения, провозгласившей идеал свободной творческой личности. Еще не оформившись в самостоятельную теорию, свободное воспитание уже присутствовало в педагогических взглядах Жан-Жака Руссо и других выдающихся педагогов. Во второй половине XIX века, как известно, усилились тенден­ции авторитарности в воспитании и обучении в практике госу­дарственных школ разных стран, в том числе и России, что вызвало протест против обезличивания ребенка, требование индивидуального подхода к детям. Приведем отдельные выска­зывания педагогов разных стран. Дж. Дьюи (США): «Ребенок — это солнце, вокруг которого вра­щаются средства образования, он центр, вокруг которого они организуются». Элен Кей (Швеция): «Великая тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка спокойно и медленно по­могать себе». Мария Монтессори (Италия): «Взрослые, навязывая детям свои установки, тормозят тем самым их естественное развитие». Ф. Резенер (Россия): «Необходимо «непринудительное» воспита­ние детей, ведущее к личной и нравственной свободе человека». Л.Н. Толстой (Россия): «Ребенок стоит намного ближе, чем взрослый, к „тем идеалам гармонии, правды, красоты и добра", которые ему навязывает взрослый, поэтому он может помочь детям только одним — создать условия для самовыражения». Так каковы же основные идеи свободного воспита­ния и как их оценивают современные педагоги? Прежде всего, вера воспитателя в творческие спо­собности ребенка. Воспитание должно поставить ребенка в центр педагогического процесса, любое внешнее влия­ние мешает творческому развитию детей, поэтому воспи­татели должны лишь создавать условия для раскрытия заложенных от природы способностей, помочь ребенку приобрести собственный опыт общественной жизни, стиму­лировать активное отношение к жизни, потребность в само­образовании и самовоспитании. Взрослый — старший товарищ, а не ментор, излагающий истины в последней инстанции. Эти взгляды сторонников теории свободного воспитания вызы­вают большую симпатию. Почему же тогда она не стала основополагаю­щей для современной системы воспитания и обучения, ведь наше обще­ство сейчас стремится к эмансипации ребенка? Почему же тогда такой горячий сторонник свободного воспитания, как Л.Н. Толстой, впослед­ствии подверг резкой критике свои же взгляды, назвав теорию свобод­ного воспитания поддержкой «прихоти и разврата детей». Безусловно, гуманистические принципы воспитания: уважение к воспитаннику, учет его индивидуальности, организация творческой деятельности, демократизация взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками — обязательно должны присутствовать в любом вос­питательном процессе, независимо оттого, где он происходит — в семье или школе. Вместе с тем нельзя не признавать ведущей роли взросло­го в процессе обучения и воспитания: моральные нормы, примеры по­ведения, способы деятельности и многое другое ребенок перенимает у взрослого. Свобода ребенка не может быть анархической, запреты, ре­комендации, советы — необходимые способы формирования у детей важнейших качеств личности. Просто нужно стараться, чтобы наставле­ния взрослого не были прямолинейны, авторитарны и высказывались в форме советов, рекомендаций, чтобы необходимость их выполнения была понятна воспитаннику.
Категория: Мои статьи | Добавил: сатурн6 (11.10.2010) | Автор: Трунова Алла Ивановна E W
Просмотров: 2166 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz