Четверг
25.04.2024
02:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [20]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Трунова Алла Ивановна "Активизация познавательной деятельности учащихся"
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1» 
 
Активизация познавательной деятельности учащихся
 
Трунова А.И.
 
2011г.
 
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы моего исследования: «Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики». Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения математике. Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников. Предмет исследования: развитие познавательной деятельности и её активизации у младших школьников в учебном процессе на уроках математики. Гипотеза: эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями: - учитываются индивидуальные и типологические условия учащихся; - предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности; - совместная деятельность всех участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности учебном и внеучебном процессе. Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику исследования, определены следующие задачи: - выявить психолого-педагогические предпосылки осуществления развития познавательной активности младших школьников на уроках математики; - изучить психофизиологические условия развития младших школьников; - определить содержание, которое способствует активизации познавательной деятельности в учебной и внеучебной работе младших школьников по математике. Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; научно-методической литературы; материалов научных исследований; учебных планов и программ; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся. Начало обучения в школе значительно влияет на характер протекания психических процессов, изменяет восприятие, память, воображение, мышление – все те формы психической деятельности, уровнем и качественным своеобразием которых характеризуется умственное развитие младших школьников. В процессе начального обучения повышаются возможности детей к анализу, дифференцировке воспринимаемого на уроках математики, что оказывает положенное влияние на познавательную активность школьников. В условиях интенсификации общего развития младших школьников через организацию у них деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практического действия на уроках математики у них формируется внутреннее побуждение к учению. Учение становится захватывающим процессом познания, активности школьников. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности. При изучении проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики нами было проведено экспериментальное исследование с целью подтверждения теоретических положений. Я провела эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня активизации познавательной деятельности младших школьников в 3-м классе. В этом эксперименте использовалось наблюдение за работой учащихся на уроке. Программа наблюдения Включение в работу школьников в работу в начале урока. Активность при проведении устного счёта. Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления. Активность детей при создании учителем состязательной мотивации. Деятельность школьников при работе в группах. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение. Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий. Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты, используя варианты ответов «да» или «нет». Обработав полученные данные, я получила следующие результаты: ВопросыОтветыКол-во учащихся
Нравится ли тебе в школе?Да9
Нет-
Любишь ли ты урок математики?Да9
Нет-
Любишь ли ты решать задачи, примеры?Да8
Нет1
Как ты думаешь, можно ли учиться, играя?Да9
Нет-

Учащимся также было предложено выполнить проверочную работу (В.Н. Рудницкая) с целью сравнения уровня познавательной активности школьников. Результаты оценивались по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень активности следующим образом: 1.Высокий: Активная ориентировка в новом материале; Самостоятельное выделение ключевых понятий; Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы; Владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений; 2. Низкий: Учебные условия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность; Отсутствие понимания смысла учебной задачи; Малое приложение личных усилий в учебной работе; Слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения. Цель формирующего эксперимента: создать условия для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики Для достижения этой цели в 3 классе были созданы условия, соответствующие теоретическим положением: использование групповых форм работы на уроке; проведение нестандартных уроков; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий с элементами игры; создание «состязательной» мотивации. Формирующий эксперимент продолжался три недели. « Устный счет». При использовании на этом этапе дидактических игр, задач в стихах, заданий в занимательной форме количество отвечающих детей возрастает Устный счетВремя в минутах.
1234567
Традиционный (% активных уч-ся) 18 27 36 45 36 27 18
С применением дидактических игр (% активных уч-ся) 27 36 54 72 45 36 32
Таким образом, интерес к уроку математики, познавательная активность школьников возрастает с применением нешаблонных заданий, игровых ситуаций. На этапе закрепления применялись индивидуальные карточки, активность детей также была высокой. Урок с применением индивидуальных карточек. Уроки с применением индивидуальных карточекВремя в минутах.
123456789101112131415
Традиционный (% активных уч-ся) 18 27 27 27 36 45 45 54 45 45 36 36 36 27 27
С применением индивидуальных карт (% активных уч-ся) 36 36 45 54 63 72 100 100 72 72 72 63 63 63 54
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании индивидуальных карточек на уроке, количество активных учащихся возрастает, так как каждый ученик уверен, что за работу он получит оценку. На этапе подведения итога урока с целью повышения активности детей использовалась таблица, где при помощи знаков «+» и «?» оценивались ответы и выставлялась общая оценка за работу на уроке Активность учащихся при подведении итогов урока. Итог урокаВремя в минутах.
123
Традиционный (% активных уч-ся) 36 45 36
С использованием таблицы, фиксирующей ответы детей (% активных уч-ся) 54 100 63
Из таблицы видно, что активных учащихся больше, когда каждый может видеть результаты своего труда в сравнении с другими. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».
Идея активизации обучения имеет большую историю, начиная с учений античности и кончая современными психолого-педагогическими исследованиями.
Разработка данной педагогической проблемы нашла глубокое всестороннее освещение в теории педагогики и психологии. Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться психологами в связи с задачами активизации познавательно-мыслительной деятельности учащихся.
Психологами доказано, что «проблемная ситуация» являете я главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний.
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы.
Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников.
Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.


Источник: http://1
Категория: Мои статьи | Добавил: сатурн6 (08.08.2011) | Автор: Трунова Алла Ивановна E W
Просмотров: 3282 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 Egorp  
0
Потёрто...........http://info-liomers.ru/cat.php?id=detkimal.ucoz.ru - .

Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz