Вторник
16.04.2024
12:50
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [20]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Трунова Алла Ивановна выступление на м. о.учителей начальных классов: "Организация проектной деятельности с учащимися начальной школы"
 
 
Выступление на мо учителей начальной школы по теме:
 
«Организация проектной деятельности с учащимися начальной школы»
 
от 3.11.2010г.
 
 
Подготовила:
учитель начальных классов
«МОУ Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Трунова Алла Ивановна
 
 
2010г
 
 
 В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку – нужно лишь суметь вовремя раскрыть их и развить.
 
Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Это, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь "подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы. - Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться? Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть: - фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
 
Выбор темы.
 
Постановка цели и задач.
 
Гипотеза исследования.
 
Организация исследования.
 
Подготовка к защите и защита работы.
 
В первую очередь юному исследователю понадобится папка исследователя. Сделать ее можно на уроке труда. В ней определены задачи, методы и этапы исследовательской работы. Подумать самостоятельно Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы.
По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
 
Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск.
 
Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника.
Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно.
Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или сообщение по результатам исследования.
 Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения.
 
Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.
 
Последним этапом является презентация исследований.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам.
 
Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира проведя наблюдения во время экскурсии, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение четверти. 1.Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.
2.Сделать рисунок или фотографию.
3.Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей). Принести пробу почвы с этого участка.
4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.
5. "Экологическая листовка”. Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.
Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках окружающего мира, классных часах.
Обобщив наблюдения, разработали правила сбора лекарственных растений, установили, что является лекарственным сырьем, подвели итоги исследовательской работы. Вся собранная информация была обработана на компьютере.
 
Урок «Окружающий мир» предполагает исследовательскую деятельность. При изучении темы «Родная страна» особое место отводится предметам декоративного искусства. Я предложила детям тему для коллективного исследования: «Русская матрёшка». С большим энтузиазмом принялись за дело. Разделились на группы, каждая группа получила задание, создали папки исследователя, выбрали литературу, которая могла помочь в работе, привлекли к работе родителей. Исследование проводилось в течение месяца. Дети приносили в класс собранный материал, посещали библиотеку, музей, вместе с родителями выходили в интернет. Таким образом был собран огромный объём информации. Встал вопрос оформления продукта исследования. Было принято решение весь собранный материал оформить в виде презентации и использовать не только на уроке «Окружающего мира», но и на уроках изобразительного искусства, технологии. Предложить свою работу другим учителям школы для использования на уроках, во внеклассной кружковой работе.
 
На уроке литературного чтения было проведено исследование «Мой любимый журнал». Каждый ученик выбрал для себя и принес на урок детский познавательный журнал и изучил его по плану:
1. Год создания.
2. Авторы – создатели журнала.
3. Как выглядел журнал в разное время.
4. Сколько лет издается, как часто выходит.
5. Сколько страниц.
6. Главный редактор, художник.
7. Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.
8. Какие разделы включает.
9. Твоя любимая рубрика.
10. Как ты узнал об этом журнале.
11. Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала.
Создай свою страничку.
 
Продуктом выполненной работы стала презентация-реклама детских журналов. Многие ребята заинтересовались и решили обязательно взять в библиотеке, выписать или купить в киоске тот или иной журнал. Для того, чтобы помочь детям я даю задание (или они сами выбирают тему) и план работы.
Так, по теме «Птицы наши друзья» дети получили задание понаблюдать за зимующими птицами нашего края.
Был разработан план наблюдений:
 
1.Заведи дневник наблюдений.
2.Изучи, запиши и зарисуй видовой состав птиц, зимующих в нашей местности.
3.Напиши, по каким приметам ты узнал зимующих птиц.
 4.Какие виды птиц переселяются на зиму к жилью человека? Почему? Какие виды птиц наиболее нуждаются в помощи?
5.Запиши срок проведения наблюдений.
6.Где были повешены кормушки?
7.Какие корма использовали? Какие корма наиболее предпочитали?
8.Какие конструкции кормушек ты использовал?
9.Какие кормушки наиболее охотно посещали птицы?
10.Какие виды птиц первыми обнаружили кормушку и стали её постоянными посетителями? 11.В какое время дня и в какую погоду птицы наиболее охотно посещают кормушки?
 12. Опиши самые яркие впечатления от подкормки птиц. Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка.
 
Подготовка к защите включает следующие этапы.
 1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
 
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.


Источник: http://1
Категория: Мои статьи | Добавил: сатурн6 (08.11.2010) | Автор: Трунова Алла Ивановна E W
Просмотров: 1058 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz