Вторник
20.02.2018
13:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Трунова А.И.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [20]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Трунова Алла Ивановна выступление на тему "Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении."
МОУ "Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1"
 
учитель начальных классов
Трунова Алла Ивановна.
 
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
 
 
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в начальной школе. В моём классе по своим природным способностям, здоровью, темпу работы и отношению к учёбе учащиеся сильно отличаются друг от друга. Здесь можно наблюдать детей как с высоким, так и с очень низким уровнем развития. Некоторые, поступив в школу, были совершенно не готовы к обучению. Это создаёт трудности до сих пор. Несколько детей из класса в детстве перенесли тяжёлые заболевания, другие страдают нервными и другими хроническими заболеваниями до сих пор, что также сказывается на работоспособности, интеллекте и развитии. Считаю необходимым изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского: « Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Особенности своих учеников я узнавала постепенно. Для этого я использовала личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также изучала результаты обследований, проводимых психологом. Как бы то ни было, одной из основных своих задач вижу развитие мышления учащихся. Но ведь разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик обладает индивидуальными особенностями. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика неодинаковых условий обучения. Считаю, что эти условия обучения должны быть согласованы с уровнем развития ребёнка. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при дифференциации обучения. Если выбирать обычные методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика, то слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые испытывают возрастающие затруднения. Поэтому в своей практике я использую методику дифференцированного обучения и идивидуальный подход. Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Я провожу дифференциацию по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться. 1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи. 2 группа – дети, способные справиться самостоятельно. 3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Как же «подать» материал, чтобы способные дети не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его? На обычном уроке, например математики, после объяснения нового материала и первичного формирования умений по данной теме, переходим к закреплению умений, доведению их до навыков. Именно здесь можно использовать варианты различной сложности. Существует несколько способов их применения: Дети 1 и 2 группы решают общее задание фронтально под наблюдением учителя, а 3 группы выполняют общие или индивидуальные задания самостоятельно. Для них предусмотрен какой-либо вариант проверки, например с использованием поворотных досок или проекции на экран. Или учащиеся 1 и 2 группы работают самостоятельно над несложными заданиями, а 3 группы вместе с учителем разбирают задания повышенной трудности. Или учащиеся, хорошо усвоившие материал, могут работают самостоятельно, а те, у кого возникли затруднения, выполняют задания под руководством учителя. Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме « Безударные гласные». 1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши. В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться, л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный. 2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова. б-гун - Алгоритм. х-дить- 1. Прочитай слово. сл-ды- 2. Поставь ударение. в-да - 3. Выдели корень. б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди в-лна - проверочные слова. 5. Напиши слово, вставь букву. 6. Обозначь орфограмму. 3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова. прол-тать- д-ждливый- в-сенний- гр-зовой- тр-винка- стр-ла Математика. Тема«Решение задач на разностное сравнение». 1 группа. Соедини текст задачи с нужным выражением. У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати? 2+3 3-2 3+2 2 группа. Составь выражение к задаче. Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы? 3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению. В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг? Тема: « Проверяемые гласные». Задание. Даны слова: Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела. 1группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными. 2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы. 3 группа. Распредели слова на две группы. Большим подспорьем в организации такой работы на уроке являются задания по выбору и «трудные задания», которые есть не только в учебниках математики, русского языка, литературного чтения, но и в рабочих тетрадях, предназначенных для индивидуальной работы учащихся. Представленные задания развивающего и творческого характера систематизируют знания учащихся, развивают логическое мышление, воображение, речь, дают возможность осуществлять дифференцированное обучение. Наличие 6 вариантов различной сложности позволяет легко организовать дифференцированную самостоятельную или контрольную работу Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задания трёх уровней сложности, а право выбора сложности задания оставляет за учеником. Учащиеся, быстро справившиеся с заданиями, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их. Такая организация формирования и закрепления умений позволяет заботиться о развитии сильного ученика, предупредить отставание слабого, дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания по теме. При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы. Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.


Источник: http://1
Категория: Мои статьи | Добавил: сатурн6 (05.01.2011) | Автор: Трунова Алла Ивановна E W
Просмотров: 2263 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz